Порядок рассмотрения разногласий, возникающих при определении
цены на продукцию по ГОЗ (цены контракта между организациями,
участвующими в исполнении ГОЗ Федеральным законом от 29.12.2012 №
275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон об
оборонном заказе) не урегулирован.
Анализ обращений головных исполнителей, исполнителей, связанных с разногласиями, возникающими при определении цены государственных контрактов, контрактов при выполнении государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ), выявил, что указанные разногласия при определении цены на продукцию по ГОЗ возникают между головными исполнителями (исполнителями) и закрепленными за ними военными представительствами Министерства обороны Российской Федерации (иного государственного заказчика) при осуществлении военными представительствами функций, предусматривающих их участие в процессе ценообразования на продукцию военного назначения.
Действующим законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа предусмотрены следующие формы участия военных представительств в процессе ценообразования на продукцию военного назначения:
- согласование отчетной калькуляции затрат на продукцию в соответствии с абзацем 3 подпункта «г» пункта 10 Положения об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.15 № 407;
- выдача заключения о цене на продукцию, в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения и подпунктом «л» пункта 7 Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 № 29.
Реализация указанных полномочий военных представителей, согласно пункту 15 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 № 804 (далее — Положение № 804), обеспечивается обязанностью руководителей организаций своевременно предъявлять военным представительствам расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие уровень цены на военную продукцию.
Вместе с этим, перечень полномочий военных представительств указан в пункте 8 Положения № 804 и является исчерпывающим.
Согласно пункту 3 Положения № 407 начальная (максимальная) цена государственного контракта, а также цена государственного контракта с единственным поставщиком, определяются исходя из цены единицы продукции, объема поставки продукции, предусмотренного ГОЗ, с включением в цену государственного контракта стоимости вспомогательных работ (услуг), выполняемых на основании предусмотренных им условий по транспортировке, страхованию, осуществлению пусконаладочных, монтажных и других работ и с учетом других условий, оказывающих влияние на цену государственного контракта.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения № 407 заключение о цене на продукцию, подготовленное военным представительством, закрепленным за поставщиком, вместе с другими документами головной исполнитель направляет государственному заказчику.
Кроме этого, военное представительство согласовывает отчетную калькуляцию затрат головного исполнителя на продукцию в случае применения затратного метода при определении цены государственного контракта (абзац третий подпункта «г» пункта 10 Положения № 407).
В Положении 407 разногласия, возникающие при формировании цены на продукцию, а также при утверждении отчетной калькуляции затрат на продукцию создают определенные трудности при выполнении заданий ГОЗ.
В Экспертном совете в сфере ГОЗ при ФАС России было проведено анкетирование предприятий ОПК в части выявления характера разногласий, возникающих при формировании цены на продукцию, а также при утверждении отчетной калькуляции затрат на продукцию. Результаты анкетирования показали, что среди членов Экспертного совета в сфере государственного оборонного заказа при ФАС России, наличие разногласий по определению размера затрат подтвердили 75% ответивших, разногласий по определению состава затрат — 62,5%, случаев нарушения сроков согласования выдачи заключения — 50%, случаев необоснованного отказа в согласовании, выдачи заключения — 50%, разногласий по определению размера рентабельности — 37,5%, разногласий по применению индексов цен, индексов-дефляторов — 25%.
На сайте журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии» (www.dfnc.ru) было проведено анкетирование, включавшее, в том числе, вопросы, связанные с наличием разногласий при согласовании вопросов ценообразования с военными представительствами. Среди участвовавших в опросе предприятий оборонно-промышленного комплекса наличие разногласий по определению размера затрат отметили 21% ответивших, разногласий по определению состава затрат — 20,2%, случаев затягивания сроков согласования выдачи заключения — 12,9%, случаев необоснованного отказа в согласовании, выдачи заключения — 4,4%, разногласий по определению размера рентабельности — 8,3%, а разногласий по применению индексов цен, индексов-дефляторов — 19,2%.
В настоящее время отсутствует процедура урегулирования разногласий, возникающих между головными исполнителями (исполнителями) и закрепленными за ними военными представительствами Министерства обороны Российской Федерации (иного государственного заказчика) при формировании цены на продукцию, а также при утверждении отчетной калькуляции затрат на продукцию. Несвоевременное разрешение ценовых споров влечет увеличение сроков на заключение контрактов и выполнения заданий ГОЗ в целом, может создавать коррупционные риски и условия для нарушений в сфере ГОЗ в будущем.
Указанная проблема могла бы быть устранена, с одной стороны, путем включения в правовые акты, регламентирующие порядок ценообразования, конкретных процедур и сроков согласования цен продукции по ГОЗ, с другой стороны, посредством введения процедуры рассмотрения жалоб на неправомерные действия государственного заказчика, представителей государственного заказчика (нарушение сроков, неправомерное применение правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования, завышение, занижение расценок и т.п.) при установлении и согласовании цен на продукцию по ГОЗ.
Читать далее