Крах Йемена

Автор: Марат МУРТАЗИН, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН имени Е.М. Примакова 

Йемен является одной из беднейших стран мира, но это не мешает ему оставаться на протяжении последних десятилетий главным центром военных действий на Аравийском полуострове. 

Это связано, прежде всего, с воинственным характером многочисленных северных и южных племен, которые не только воюют между собой, но и оказываются вовлеченными в столкновения с внешними силами. Вплоть до 1990 г. Йемен был разделен на две части: северная носила официальное название Йеменская Арабская Республика (ЙАР), а южная – Народно-Демократическая Республика Йемен (НДРЙ).

В конце ХХ века предшественник России – Советский Союз был активным участником процессов, происходивших в этой стране, поскольку активно помогал Южному Йемену, а с ЙАР имел договоры о дружбе и военном сотрудничестве. Объединение Юга и Севера Йемена и распад СССР в 1991 г. привели к тому, что Россия потеряла свое влияние в этом регионе, и в нынешних условиях вряд ли будет стремиться восстановить свои былые достижения.

Двадцать с лишним лет существования единого Йемена не решили проблемы этой многострадальной страны. С приходом так называемой «арабской весны», в которую были ввергнуты такие страны, как Египет, Тунис, Сирия, Ливия, и даже Бахрейн, все имевшиеся в Йемене экономические, политические и социальные проблемы резко обострились. Из 22 стран, которые входят в состав Лиги арабских государств, только Судан и Мавритания имели меньший ВВП на душу населения, чем Йемен (по последним данным Всемирного Банка, 1300 долларов США в 2013 г.). Госбюджет финансировался на 70% за счет добычи нефти и природного газа, а также за счет иностранной помощи (3,25 млрд долларов США, по данным за 2012 г.), в основном из Королевства Саудовская Аравия (КСА).

Предыдущий президент Йеменской Республики Али Абдаллах Салех бессменно возглавлял страну в течение 30 лет, испытывая давление своих противников как в северных провинциях Саада и Эль-Джоуф, так и в Южном Йемене, где сохранялись сильные сепаратистские тенденции. Именно эти две силы стали главными катализаторами «арабской весны» в Йемене. Волнения с начала 2011 г. охватили столицу Сану и другие города страны. Несмотря на весь свой политический опыт и поддержку правящей партии Всеобщий народный конгресс (ВНК), в конце 2011 г. Али Абдаллах Салех под давлением внутренней оппозиции, поддержанной Королевством Саудовская Аравия (КСА), был вынужден отступиться от власти и передать свои полномочия вице-президенту Абд Раббо Мансуру Хади, выходцу из столицы Южного Йемена города Аден.

Но даже после этих перемен основные противоречия и столкновения интересов внутри страны и в обществе остались практически неизменными:

​ Межрегиональная борьба между Севером и Югом, а также глубокие межплеменные противоречия в каждой из 21 йеменских провинций.

​ Борьба за распределение доходов от нефти и газа, источники которых сосредоточены в основном в провинциях Мариб и Хадрамаут.

​ Борьба за власть между политической элитой, военными руководителями и верхушкой племенных группировок.

Йеменская армия и вооружение

Йемен – самая насыщенная в мире страна по количеству единиц стрелкового оружия на душу населения. В этой стране накоплено около 60 млн единиц стрелкового оружия, основным типом которого являются автоматы Калашникова, и это при 25-миллионом населении (на 2013 г.). Стрелковое оружие, а также около тысячи танков Т-80БВ, Т-72Б, Т-62, Т-55, множество легкой бронетехники и РСЗО, включая 200 машин «Град» в рабочем состоянии, 15 «Ураганов», сотни стволов артиллерии, остались со времен советско-йеменского сотрудничества, а также были поставлены в последние годы из России и Беларуси. Сообщается о том, что йеменская армия может обладать баллистическими ракетами типа Р-17 «Эльбрус», «Точка», «Луна-М», а также иметь в арсенале северокорейские ракеты типа «Хвасон-5» и «Хвасон-6». Имеется в Йемене и боевая авиация, в том числе несколько десятков новых МиГ-29СМТ1. В течение последних лет правления Салеха и его сотрудничества с США в Йемен была поставлена устаревшая американская боевая техника на сумму более 500 млн долларов.

Численность регулярных ВС Йемена в начале 2000-х гг. составляла около 70 тыс. военнослужащих, но наряду с ними имелись вооруженные формирования Министерства национальной безопасности (МНБ) в количестве 50 тыс. чел., а также около 20 тыс. человек в вооруженных племенных формированиях. При этом следует отметить, что экс-президент Салех больше опирался на силы МНБ, а не на армию, значительная часть которой была представлена бригадами из Южного Йемена, не во всем лояльными северным властям.

Новая революция хуситов

Сложную военно-политическую ситуацию и ослабевшие вооруженные силы получил в наследство от Салеха в 2012 г. его вице-президент Абд Раббо Мансур Хади, который был избран на пост главы государства всего на два года – так называемый переходный период. Южнойеменское происхождение лишало его авторитета среди северян, он имел слабую поддержку со стороны племенных вождей и МНБ. Раскол в стране усиливался все два года его президентства.

Наибольшим влиянием на Севере стало пользоваться движение «Ансар Аллах», которое было основано еще во времена президента Салеха семейством Аль-Хуси (хуситов) и выступало против проамериканской политики официальных властей. Хуситы первоначально выступили за возрождение шиитского зейдитского имамата, который правил в стране до революции 1962 г., когда к власти пришли военные. Некоторые арабские источники, исходя из шиитской ориентации хуситов, обвиняют Иран в их военной и финансовой поддержке, но никаких реальных доказательств участия иранских сил в йеменском конфликте они не приводят. Став самыми активными участниками йеменской революции 2011 г., хуситы продолжили свою антиправительственную политику и после прихода к власти Хади, оставив религиозный дискурс на втором плане.

Относительно мирное развитие обновленного Йемена под властью Хади закончилось летом 2014 г., когда правительство объявило о полуторакратном повышении цен на бензин и газ. Именно это послужило поводом для того, чтобы вооруженное ополчение из северных племен объединилось под знаменами движения хуситов и двинулось в сторону столицы страны Саны с требованиями отставки правительства, которое повстанцы обвиняли в коррупции и разворовывании национального богатства. Хуситы, которых к тому времени возглавил Абд аль-Малик аль-Хуси, уже контролировали северные провинции Саада, аль-Джоуф и Амран. Они сделали ставку на то, что в подобной ситуации против президента Хади выступит весь Северный Йемен.

По призыву хуситов к 21 сентября 2014 г. десятки тысяч людей направились к столице и стали проводить антиправительственные демонстрации и акты гражданского неповиновения. Вооруженные формирования хуситов тем временемвзяли под свой контроль все правительственные структуры, не встретив особого сопротивления со стороны армейских формирований и сил МНБ. Вместо отправленного в отставку премьер-министра Басиндвы по согласованию с хуситами был назначен Халед Баххах, но реальная сила на севере страны была уже в руках хуситов, и все крупные города, включая Хаджжу, Замар, Ибб, Таиз и др., перешли под власть повстанцев. Что касается армейских бригад, расквартированных в различных провинциях, то одни из них перешли на сторону хуситов, а другие, в основном на юге, продолжали сохранять верность президенту Хади.

К концу 2014 г. в стране наступило политическое двоевластие, в условиях которого формально во главе государства все еще стояли президент и назначенное им правительство, но реальная власть на местах все больше переходила в руки повстанцев, которые подавили нерегулярное сопротивление разрозненных воинских частей по всему Северу. В руках хуситов оказался почти весь арсенал оружия на севере страны, включая военные аэродромы и авиацию, ангары с ракетными вооружениями. Министерство национальной безопасности оказалось бездейственным, и его вооруженные формирования разбежались по домам.

20 января 2015 г. вооруженные группы хуситов полностью овладели президентским дворцом в столице Йемена Сане, обезоружили и распустили президентскую охрану, установили контроль над ракетно-артиллерийским полком, базирующимся над южными возвышенностями столицы, что позволяло им не только уничтожать любого противника, но и бомбить резиденцию президента Хади. Именно эти угрозы стали самыми серьезными аргументами в ходе переговоров между хуситами и правительственными структурами. На следующий день президент Хади и премьер-министр Халед Баххах ушли в отставку. При этом сам президент Хади смог сбежать из Саны в Аден, где тут же с благословения Саудовской Аравии объявил свою отставку недействительной и восстановил себя в должности президента. Но вскоре, в марте 2015 г., когда хуситы на короткое время захватили Аден, Хади окончательно перебрался в Королевство Саудовскую Аравию. Все свои надежды на фактическое возвращение к власти этот президент возлагает на Саудовскую Аравию, где он проводит большую часть времени уже почти три года, объявляя из Йеменского посольства в Эр-Рияде о смене правительства, главы центробанка, губернаторов и других госчиновников.

Объединение сил хуситов и экс-президента Салеха

На фоне январских событий и в условиях отсутствия легитимной власти в лице президента и правительства хуситы предприняли попытку самостоятельно создать и узаконить Революционный совет из числа своих приверженцев, но единственный легитимный законодательный орган страны – Совет представителей (парламент) не смог собрать кворум, чтобы принять соответствующее решение. В этих условиях хуситы пошли на сближение с силами экс-президента Али Абдаллаха Салеха. Это дало повстанцам определенные преференции в военном и политическом планах. На сторону хуситов встали сохранившие свою боеспособность вооруженные формирования бывшего МНБ и просалеховские племенные вооруженные формирования. Все они одновременно с хуситскими отрядами принимают непосредственное участие в боях с правительственными войсками и силами межарабской коалиции.

Несмотря на все свои неудачи, экс-президент сохранял лидерство в парламентском большинстве, ядро которого составляет ВНК, и это давало ему возможность влиять на принятие законодательных актов в стране. 6 августа 2016 г. хуситы объявили о создании нового руководящего органа страны в лице Верховного политического совета из девяти членов во главе с бывшим советником президента Салехом ас-Саммадом (сторонник хуситов) и узаконили это решение через голосование в парламенте. Затем в Сане было сформировано прохуситское правительство национального согласия в составе 42 человек во главе с бывшим губернатором Саны Абдельазизом бен Хабтуром.

И все же главная слабость позиции хуситов как была, так и остается в отсутствии у них цельной политической воли, направленной на установление легитимной власти по всей территории Северного Йемена. В свое времени они оказались неспособны отстранить Хади от власти и установить свою диктатуру по всей стране. И даже сейчас, контролируя значительную часть Севера, они или не могут, или не хотят легитимизировать себя через всенародное волеизъявление, что стало бы твердым аргументом для укрепления их международного авторитета. До настоящего времени в глазах международного сообщества они так и остаются всего лишь повстанцами и узурпаторами.

Международное военное вмешательство

22 марта 2015 г. СБ ООН принял резолюцию 2216 по Йемену, в которой указывалось на необходимость прекращения военных действий, восстановления «законного порядка», возобновления деятельности государственных органов власти. Саудовская Аравия посчитала этот документ достаточным, чтобы начать военно-воздушную операцию «Буря решимости» против хуситов. 25 марта 2015 г. войска межарабской коалиции во главе с КСА, включая Катар, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, а также Египет, Иорданию, Марокко, Судан и Пакистан, начали авиа-налеты на территорию Северного Йемена, объявив эту зону закрытой для полетов. Основной костяк авиаотрядов составили саудовские самолеты (более 100), другие арабские страны предоставили по 5–15 бомбардировщиков и истребителей для атак на позиции хуситов и сил экс-президента Салеха. Соседний с Йеменом Султанат Оман предпочел не принимать участия в операции из-за своих исторически тесных связей с Йеменом.

Начавшись с интенсивных авиа-налетов в марте-апреле 2015 г., операция очень быстро перешла в вяло текущую наземно-воздушную стадию, получив новое название «Возвращение надежды». Саудиты попытались летом 2015 г. совместно с кувейтскими, эмиратскими и катарскими подразделениями организовать наземную операцию по освобождению йеменских территорий, находящихся под контролем хуситов. Сами саудиты обещали направить почти 150-тысячный контингент, а вот остальные аравийские государства ограничились лишь несколькими тысячами военнослужащих в общей совокупности, включая так называемых иностранных «советников», под которыми скрываются просто наемные формирования.

Формально иностранные подразделения поддерживают так называемые правительственную армию и народную милицию. Однако прохуситские СМИ называют Саудовскую Аравию и ее союзников «агрессорами», а проправительственные йеменские силы – «наемниками», намекая на то, что южные йеменцы принимают участие в боевых действиях лишь из-за саудовских денег.

Наземная операция ограничилась освобождением приграничных с КСА провинций и отдельных нефтеносных районов в провинции Мариб. Однако к лету 2016 г. большинство подразделений соседних арабских подразделений, за исключением саудовских и эмиратских, покинули территорию Йемена. До последнего времени основную часть боевых действий вели саудовская авиация и наземные войска, продолжая периодические налеты и атаки на позиции хуситов, в число которых очень часто попадали гражданские объекты. Самым трагическим событием, связанным с гибелью гражданских лиц, стал авиа-налет на траурные мероприятия в центре Саны в октябре 2016 г., в результате чего погибли почти 150 человек, а более 500 были ранены. Общее число погибших со стороны гражданских лиц в Йемене с начала событий в 2014 г. до конца 2017 г., по данным ООН, превысило 10 тысяч.

Попытка проведения мирных переговоров по Йемену

В апреле 2016 г. в Кувейте начались мирные переговоры между представителями правительства президента Хади и его противниками. Переговоры проводились при посредничестве спецпосланника ООН в Йемене Исмаила Ульд аш-Шайха. В соответствии с подготовленной им дорожной картой стороны должны были прекратить боевые действия под контролем международных наблюдателей, сдать тяжелое вооружение и приступить к формированию правительства народного единства с участием конфликтующих политических сил, включая хуситов и экс-президента Салеха.

Категорический отказ президента Хади в сентябре 2016 г. обсуждать предложения ООН под предлогом того, что дорожная карта не только дает преимущества повстанцам хуситам, но и нарушает законные права йеменского народа, поставил точку в переговорном процессе. В октябре власти Кувейта объявили, что не намерены далее участвовать в организации йеменских переговоров. Последняя встреча спецпосланника ООН с представителями хуситов, прошедшая в ноябре 2016 г. в столице Омана Маскате, окончательно засвидетельствовала провал миссии Ульд аш-Шайха. В начале 2018 г. на эту должность был назначен представитель Великобритании Мартин Гриффитс, что свидетельствует об изменении отношения ООН к ситуации в Йемене в связи с последними событиями.

Экономический ущерб и гуманитарная катастрофа

По оценкам Всемирного Банка, экономические потери и ущерб, который был нанесен Йемену на конец 2016 г. составил более 14 млрд долларов США, что связано, прежде всего, с сокращением добычи нефти и газа и полным прекращением их экспорта из страны2. Страна находится в состоянии гуманитарной катастрофы, 90% населения испытывают нехватку продовольствия, в стране более 2 млн 500 тыс. внутренне перемещенных и лишившихся крова3. По оценкам ООН, в помощи нуждаются 22,2 млн йеменцев, что на 3,4 млн больше, чем в 2016 г. Однако наибольшие страдания испытывают дети, которые лишены возможности получать образование, медицинское обслуживание. По данным ВОЗ и ЮНИСЕФ, в последние месяцы в стране свирепствует эпидемия холеры, носителями вируса которой являются сотни тысяч йеменцев, более 1500 больных умерли от этой болезни, и большая часть из пострадавших – это дети.

Ухудшению гуманитарной ситуации способствовало и то, что 6 ноября 2017 г. Саудовская Аравия и арабская коалиция объявили о полной блокаде всех морских, воздушных и сухопутных портов Северного Йемена. Причиной таких действий стала сбитая баллистическая ракета, которая, по сообщениям КСА, была направлена хуситами в сторону Эр-Рияда. По просьбам международных гуманитарных организаций вскоре морские порты Ходейда и Ас-Салиф, а также аэропорт Саны были открыты, но лишь небольшие гуманитарные караваны из Евросоюза, России, Ирана и некоторых арабских стран смогли доставлять продовольствие и медикаменты в эту страну.

Текущая военно-политическая ситуация

Начиная с весны 2017 г., основную нагрузку антихуситской операции несет КСА. В условиях полной международной изоляции хуситы и сторонники экс-президента Салеха постепенно теряют контроль над стратегическими городами севера страны, включая Мариб, Таиз, Хаджжу. По сравнению с весной 2015 г., когда хуситы владели Аденом и частью южных провинций, подконтрольные им территории сократились более чем наполовину. Ежедневно поступают сведения о гибели хуситских командиров, хотя и сами саудовские и поддерживающие их йеменские подразделения несут значительные потери в живой силе и технике.

Боевые столкновения хуситов с саудитами можно охарактеризовать как заочное соревнование средств вооружений, поскольку в Йемене, как отмечалось выше, находится оружие советского и российского производства, а саудиты ориентированы на американское вооружение. Хуситы лишились военной авиации полностью в первые недели операции «Буря решимости», и основной акцент в ходе войны они делают на запуск ракет средней и ближней дальности, применение мобильного и ручного зенитного вооружения.

Точные данные о потерях одной и другой воюющих сторон найти вряд ли возможно. На одном из информационных порталов явно прохуситского характера в пропагандистском русле сообщаются данные о потерях в живой силе за два года войны со стороны межарабской коалиции. При этом говорится, что потери за второй год войны выросли в 2–3 раза4:

​ Войска КСА: убитых 6 483 солдата и офицера;

​ Войска арабских союзников: убитых 1839 солдатов и офицеров;

​ Войска правительственной армии и народных отрядов: убитых 28 368 солдатов и офицеров;

Кроме этого, сообщается об уничтожении более чем 5000 единиц наземной техники, 78 военных самолетов, 12 боевых кораблей и 42 катеров.

Какими бы преувеличенными эти цифры ни казались, они отражают общую динамику роста потерь войск коалиции и проправительственных войск, что вызвало уход из Йемена сил Кувейта, Бахрейна и Катара и замену их суданскими подразделениями.

Раскол между хуситами и Али Абдаллахом Салехом

В 2017 г. Северный Йемен оказался в полной изоляции от остального мира. Хуситы, несмотря на свою патриотическую информационную пропаганду, направленную против «государства-агрессора» в лице КСА и его пособника президента Хади, начали ощущать даже на исконно «своих» территориях в провинциях Саада и Амран отсутствие поддержки населения – из-за того, что экономическая и гуманитарная ситуация в стране стала еще более катастрофической. Саудовская Аравия, хотя и самым бесчеловечным способом, в виде блокады Йемена, добилась того, что жители страны – йеменский народ стал проявлять недовольство уже самими хуситами.

Реальным оппонентом хуситам, способным изменить ситуацию в стране, мог стать экс-президент Али Абдаллах Салех, который имел очень широкие связи во всем мире благодаря своему 30-летнему опыту на посту руководителя страны. Как очень опытный дипломат и политик, Салех всегда умел находить компромиссы с различными политическими силами и совершать непредсказуемые дипломатические маневры.

Хуситы, понимая, что их положение существенно ухудшилось и что Салех может прибегнуть к помощи соседних арабских монархий, включая Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты (там находится наследник и старший сын экс-президента Ахмад Салех), стали осуществлять его дискредитацию и через СМИ обвинять его в предательстве интересов Йемена, готовясь ликвидировать своего бывшего союзника, который, по мнению хуситов, стал представлять для них опасность. Да и сам Салех понимал, что конфликт с бывшими союзниками неизбежен.

30 ноября вооруженные сторонники Салеха выступили против хуситов и попытались взять Сану под свой контроль. В последнем выступлении на собрании своих сторонников из партии ВНК накануне своей гибели 3 декабря 2017 г. экс-президент заявил: «Наступает последний час битвы за Сану. Мы должны спасти страну от глупостей группировки хуситов»5. Однако на следующий же день дом экс-президента в центре Саны был взорван, а эскорт автомобилей с номерами ОАЭ, на котором он пытался уехать из Саны на юг страны, был остановлен на блокпосту хуситов и расстрелян из гранатометов. В самой Сане произошли вооруженные столкновения боевиков-хуситов со сторонниками Салеха, в результате которых погибли более 200 человек, том числе его родственники и наиболее радикальные сторонники.

Именно эти события довольно серьезно изменили ситуацию как внутри Йемена, так и вокруг него. Прежде всего, действия хуситов стали доказательством падения их авторитета среди жителей Саны и других провинций Северного Йемена, где Салех пользовался значительным авторитетом, несмотря на свой уход с поста президента в 2012 г. Уже после гибели экс-президента многие прежде умеренные руководители партии ВНК стали открыто призывать к вооруженной борьбе с хуситами, вплоть до поддержки действий арабской коалиции. В частности, заместитель генерального секретаря ВНК Йасир аль-Аввады укрылся под защитой своего племени в городе Таизз и возглавил вооруженную борьбу местных ополченцев уже на стороне йеменской правительственной армии. Все это значительно усилило внутреннюю оппозицию хуситам на севере страны.

Однако основной резонанс это преступление произвело в международном плане, поскольку теперь ни одна страна не рискнет открыто поддерживать контакты с хуситами, включая Иран, который многие политические деятели и государства, в частности КСА, обвиняют в скрытой военной и материальной поддержке хуситов.

Представители дипломатии США и Великобритании впервые за последнее время проявили открытый интерес к решению йеменской проблемы, и госсекретарь Рекс Тиллерсон на встрече со своими коллегами из Великобритании, КСА и ОАЭ в конце января 2018 г. заявил о том, что США будут стремиться «следовать тем курсом, который создаст условия для того, чтобы определить дальнейшие цели политического решения конфликта и стратегию противостояния иранскому влиянию в Йемене»6. США и ранее оказывали техническое содействие войскам арабской коалиции по проведению операции «Возрождение надежды», но очевидно, что теперь эта помощь станет еще более ощутимой.

Однако отношение европейских стран к этому конфликту остается не столь однозначным, поскольку непрерывные бомбардировки северо-йеменских городов со стороны Саудовской Аравии и жесткая блокада миллионов жителей Северного Йемена вызывают недовольство общественных и гуманитарных организаций. Именно поэтому некоторые европейские страны, в частности Германия и Норвегия, приостановили поставки оружия КСА и ОАЭ под давлением европейской общественности на фоне военных действий, которые арабская коалиция ведет в Йемене.

Последние трагические события повлияли также и на позицию России по отношению к йеменскому конфликту. Вплоть до последнего времени Москва держалась строгого нейтралитета по отношению к конфликтующим сторонам. В Москву неоднократно приезжали представители различных прохуситских органов власти и официального аденского правительства, которые проводили чаще всего безрезультатные переговоры в МИД РФ и российских парламентских структурах. Более того, Посольство РФ в Йемене до последнего оставалось в Сане (большинство посольств в 2015 г. переместились во «временную столицу» Аден), и только 12 декабря 2017 г., после убийства Салеха, переехало в Эр-Рияд.

Окончательную точку в изменении позиции России по отношению к Йемену поставил визит министра иностранных дел Йемена Аль-Михлафи 22 января 2018 г., после которого Сергей Лавров «акцентировал принципиальную российскую позицию в пользу урегулирования накопившихся в Йемене проблем за столом переговоров, на основе широкого национального диалога, учитывающего интересы всех ключевых политических сил этой страны»7.

Ситуация на Юге Йемена

В мае-июне 2017 г. в Адене возник еще один вектор политического противостояния между президентом Хади и губернаторами южных провинций, которые объявили в мае о создании Комитета по урегулированию положения Юга Йемена, не подчиняющегося ни президенту, ни Сане. Позиции действующего президента еще более пошатнулись.8

Очевидно, что, скорее всего, Йемен ждет разделение на Север и Юг, и тогда в каждой из частей могут появиться сильные игроки, которые будут готовы взять бразды правления в свои руки при поддержке внешних сил. В этих условиях свой интерес к Югу стали проявлять ОАЭ, которые принимали активное участие в военных действиях в рамках межарабской коалиции, а теперь стали делать акцент на большее влияние на Юге, который, как известно, богат нефтью и газом.

В конце января 2018 г. прошла волна столкновений между полицией и армейскими частями, обеспечивающими охрану правительственных объектов, и военными формированиями так называемого «Пояса безопасности», которые подчиняются Переходному совету Юга Йемена во главе с экс-губернатором Адена Айдрусом аз-Зубейди. Хотя активная фаза боевых действий стихла, вопрос о том, кто теперь будет управлять Аденом и Югом Йемена, остается открытым, и очевидно, что решение будет приниматься в ходе консультаций между саудитами и эмиратцами.

Подводя итоги, можно предположить, что 2018 год станет решающим поворотом в йеменской гражданской войне, но отнюдь не в пользу хуситов, которым со всей очевидностью грозит тяжелое поражение. Тем не менее, будущее самого Йемена в результате этих изменений представляется очень сложным и тяжелым во всех отношениях, особенно в вопросе сохранения единого йеменского государства.

 

1 См. подробнее: http://www.soldiering.ru/country /c08.php ; http://bastion-karpenko.ru/war-in-yemen/
2 См. подробнее: Муртазин М.Ф. Кризис в Йемене / Восток – Запад – Россия 2016 //Ежегодник ИМЭМО РАН. – М., 2017. С. 119123.
3 В Йемене в гуманитарной помощи нуждаются 22,2 млн человек // http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=29234#.WmsS5q5l-Uk 
4 http://www.awdnews.com/political/report-saudi-arabia-losses-after-two-years-of-aggression-on-yemen 
5 Последнее выступление Али Абдаллаха Салеха //https://arabic.sputniknews.com/arab_world/201712041028067739-%D8%A2%D8%AE%D8%B1-%D9%83%D9%84%D9%85%D8%A7%D8%AA-%D8%B9%D9%84%D9%8A-%D8%B9%D8%A8%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D9%84%D9%87-%D8%B5%D8%A7%D9%84%D8%AD-%D9%82%D8%A8%D9%84-%D8%A7%D8%BA%D8%AA%D9%8A%D8%A7%D9%84%D9%87-%D8%B5%D9%88%D8%B1%D8%A9/
6 Р. Тиллерсон провел встречу с британским, саудовским и эмиратским коллегами по проблемам Йемена // https://english.alarabiya.net/en/News/gulf/2018/01/24/Tillerson-meets-with-British-Saudi-UAE-ministers-on-Yemen-.html 
7 О переговорах министра иностранных дел России С.В. Лаврова с заместителемпредседателя Совета министров, министром иностранных дел Йемена А. Аль-Михлафиhttp://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3029882 
8 См. http://www.infox.ru/authority/foreign/2017/06/13/Otdyelyeniye_YUga_Yy.phtml 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры