Надежная стража. Береговые ракетные комплексы России

Автор Александр Ермаков. 

Один из типов военной техники, в которой Россия традиционно занимала и занимает лидирующие позиции, – это противокорабельные ракеты. 

Сегодня лидерство проявляется не только в создании мощнейших ракетных комплексов корабельного и авиационного базирования, но и в широчайшей номенклатуре береговых ракетных комплексов, пользующихся успехом на мировом рынке.

На фото: Береговой ракетный комплекс «Бал»

 

История российских береговых ракетных комплексов началась в середине 1950-х годов, когда было решено создать на базе первой полноценной авиационной противокорабельной ракеты (ПКР) КС-1 «Комета» наземные комплексы С-2 – стационарный «Стрела» и подвижный «Сопка». Принятые на вооружение в 1957–1958 годах, они стали первыми из своего класса в мире. Противокорабельные комплексы «Сопка» были в числе советского вооружения, развернутого на Кубе незадолго до кубинского ракетного кризиса.

Впоследствии многие советские ПКР изначально корабельного или авиационного базирования имели наземные версии. В первую очередь стоит вспомнить «Редут» с тяжелой сверхзвуковой ракетой П-35 и «Рубеж» с более легкой П-15. Эти комплексы находятся в процессе снятия с вооружения в российских вооруженных силах, но все еще эксплуатируются за рубежом, а П-15 имеет многочисленные китайские копии, которые в усовершенствованном виде продолжают производиться и поставляться на экспорт.

К настоящему времени устоялось разделение ПКР на тяжелые и высокоскоростные (при этом избыточные для поражения не обладающих мощной ПВО крупных кораблей), и более легкие, ориентированные на прорыв ПВО на предельно малых высотах и при борьбе с серьезным противником, предполагающие многочисленность ракет в залпе.

Bal 

В качестве характерного представителя второго типа можно назвать ПКР Х-35, которой оснащается береговой ракетный комплекс Bal (на фото вверху). После запуска (на кораблях и с земли используется твердотопливный ускоритель) ракета разворачивает аэродинамические поверхности и продолжает полет с помощью турбореактивного двигателя. Полет осуществляется на малой высоте, при приближении к зоне ПВО корабельного соединения противника ракета снижается до 3–4 метров. Фактически она летит непосредственно над гребнями волн, что обеспечивается высокоточным радиовысотомером. После выхода ракеты с помощью пассивной инерциальной системы наведения в район предполагаемого нахождения цели включается бортовая активная радиолокационная ГСН, которая обеспечивает захват цели на дальности до 20 км (на практике, учитывая высоту полета ракеты, при ее появлении на горизонте). Скорость при этом достигает 0,8 М, что делает поражение ракеты непростой задачей. Дальность пуска у базовой модификации Х-35 составляет 130 км.

На основе Х-35 уже создана значительно усовершенствованная модификация Х-35У с новым радиоэлектронным оборудованием, турбовентиляторным двигателем (high-bypass turbofan engine) и увеличенным запасом топлива. Дальность Х-35У возросла вдвое по сравнению с оригинальной версией (до 260 км), новая ГСН обеспечивает захват цели на расстоянии до 50 км, при этом масса ракеты увеличилась всего на 50 кг, при этом обеспечивается совместимость с имеющимися пусковыми установками. В данный момент Х-35У представляет собой основную модификацию как для экспорта, так и для внутренних закупок.

К достоинствам Х-35 относятся в первую очередь относительно низкая цена и массогабаритные характеристики, что обеспечивает возможность оснащения носителей значительным количеством таких ракет и применения их сразу большим залпами. При этом ее мощность не является избыточной для поражения легких целей. В сумме это делает ракету оптимальной с точки зрения соотношения «цена-качество». При этом ракета Х-35У имеет отличную для этого класса дальность пуска – например, в американском семействе Harpoon ее превзошла только последняя, проходящая сейчас испытания, модификация RGM-84N Harpoon ER с облегченной боевой частью.

Эти качества в полной мере реализованы на береговом ракетном комплексе «Бал». За счет малого веса каждая пусковая установка несет до восьми ракет. При этом в состав батареи может входить до четырех пусковых установок, управляемых одной-двумя командными машинами, оснащенными РЛС и средствами радиотехнической разведки, обеспечивающими при благоприятных условиях пуск в тихом режиме, без излучения. Для перезарядки в состав батареи входят до четырех транспортно-заряжающих машин с боекомплектами, аналогичными пусковым установкам. 

Таким образом, одна батарея способна обеспечить залп 32 ракет (причем по 24 отдельным целям) и, в отличие от корабля, через полчаса способна повторить его. Отразить скоординированную атаку такого большого количества маловысотных ПКР способна только мощнейшая корабельная группировка, причем даже она, скорее всего, понесет потери (особенно при второй атаке, когда боекомплект зенитных ракет будет частично израсходован). При этом цена, важность для противника и количество личного состава на такой группировке будут совершенно несопоставимы с атакующим ее «Балом».

Club 

Одним из наиболее известных продуктов российского ВПК последних лет, несомненно, является крылатая ракета «Калибр». Широкую огласку получило ее применение с надводных кораблей и подводных лодок по целям террористов на территории Сирии. Однако известно, что в семейство «Калибр» входят и противокорабельные ракеты, в том числе и предназначенные для «зеркального» применения – с берега по морским целям. Именно ими вооружен береговой ракетный комплекс Club-M.

В целом на известном семействе «Калибр» мы подробно останавливаться не будем, кратко рассмотрим используемые на Club-M противокорабельные ракеты 3М-54Э/Э1. Отличия между этими двумя поставляемыми на экспорт ПКР заключаются в наличии или отсутствии уникального ноу-хау противокорабельного «Калибра» – сверхзвуковой второй ступени, которая осуществляет финальный, примерно 20-километровый бросок к цели на малой высоте, и скорости порядка 2500 км/ч. Нет нужды пояснять, что это кардинально усложняет ее перехват. Ракета 3М-54Э оснащается подобной ступенью, а 3М-54Э1, соответственно, нет – она полагается на малую высоту полета на всей траектории. Естественно, ракеты 3М-54Э более дороги, имеют большие габариты и массу (они длиннее примерно на два метра и тяжелее на полтонны), и их рационально использовать только для целей, обладающих наиболее современной ПВО. К преимуществам 3М-54Э1 стоит отнести и несколько большую дальность полета – до 275 км против 220 км у 3М-54Э.

При этом пусковая установка берегового ракетного комплекса унифицирована, и в ее боекомплект входит до шести ракет любого типа. Кроме них, Club-M может применять предназначенные для поражения наземных целей ракеты 3М-14Э с габаритами, аналогичными 3М-54Э1, и несколько большей дальностью (в целях соблюдения Missile Technology Control Regime официально указывается «до 300 км»). Отличие 3М-14Э от многих зарубежных аналогов состоит в использовании активной радиолокационной ГСН на конечном этапе полета для более точного поражения наземной цели.
В состав батареи входит до трех пусковых установок, соответственно, до трех транспортно-заряжающих машин со вторым боекомплектом, одна-две командные машины, оснащенные РЛС и средствами радиотехнической разведки, и машина технического обслуживания. Таким образом, разовый залп комплекса может достигать 18 маловысотных скоростных ПКР, что практически гарантирует поражение любой цели.

В декабре 2017 года на оборонной выставке в Кувейте был представлен несколько упрощенный комплекс Club-T, предназначенный исключительно для поражения наземных целей и имеющий в боекомплекте только ракеты 3М-14Э. Работа по целям с заранее известными координатами позволяет отказаться от командных машин в составе батареи, однако при желании покупатель может приобрести их дополнительно в дальнейшем и «вернуть» утерянные противокорабельные функции.

Bastion

Настоящей визитной карточной российского ВПК традиционно были тяжелые сверхскоростные ПКР, обладающие предельными для своего этапа развития техники летно-техническими характеристиками. И если такие новейшие разработки, как гиперзвуковая ПКР «Циркон», пока завершают испытания и готовятся к постановке на вооружение в российском ВМФ, то наиболее развитая ПКР предыдущего поколения Yakhont доступна для зарубежных покупателей. Именно на ее основе разработана российско-индийская ракета BrahMos.

Yakhont – тяжелая высокоскоростная ПКР с уникальными характеристиками. При полете по комбинированной траектории на средних высотах ее скорость достигает 2700 км/ч, при подходе к цели на последних 40 км сверхнизкого полета – 2450 км/ч. Дальность пуска по комбинированной траектории достигает 300–350 км (по маловысотной – порядка 120 км). Высокая скорость полета ракет обеспечивает не только их высокую выживаемость, но и максимально оперативное поражение корабельных группировок, что может быть важным по тактическим соображениям. 

В ноябре 2016 года были продемонстрированы и неожиданные возможности ракеты – в Сирии они использовались для поражения наземных целей. Сообщалось, что в этом случае дальность пуска может достигать 450 км (вероятно, потому, что весь полет осуществляется по наиболее экономичной высотной траектории).
Ракеты Yakhont в наземной версии используются в комплексе Bastion.

Примечательно, что в отличие от других упомянутых в статье комплексов он имеет стационарный вариант Bastion-S с шахтным размещением ракет, также предлагаемый на экспорт. Стационарный вариант закуплен ВМФ России и использован для перевооружения законсервированных объектов береговой обороны еще советской постройки в Крыму. Однако ввиду очевидной узкой ниши стационарного варианта далее будем рассматривать только подвижный Bastion-P.
Расплатой за высокие характеристики ракеты становятся ее значительные размеры и масса. Вследствие этого пусковые установки комплекса Bastion несут только по две ракеты.

Отчасти это компенсируется тем, что в состав батареи может входить (то есть фактически – управляться с одного командного пункта, будучи распределенными на большой площади) до 18 пусковых установок (разумеется, на практике оптимально не более 4–6). Для обеспечения их работы в состав батареи может быть включено до трех командных машин с РЛС и средствами радиотехнической разведки, необходимое количество транспортно-заряжающих машин и машин обеспечения боевого дежурства (при длительном развертывании на местности). По совокупности своих возможностей Bastion представляет собой наиболее мощный береговой ракетный комплекс, представленный на мировом рынке и свободно поставляемый на экспорт.

В целом, как можно видеть на примере рассмотренных в статье комплексов Bal, Club и Bastion, а также не включенного в описание артиллерийского комплекса Bereg, российское предложение на этом рынке закрывает все ниши береговых средств обороны и способно удовлетворить любой запрос.

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии" 
2018, август

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры