Индия. Модернизация, авиация, медитация…

Автор Леонид Нерсисян, военный обозреватель

C 2009 года Индия занимает первое место в списке крупнейших импортеров вооружения, оставаясь ключевым независимым рынком сбыта для производителей оружия. Именно здесь в последние годы разворачивается серьезнейшая конкуренция между Россией, США, Францией, Израилем и другими государствами-экспортерами.

Если СССР и Россия в прошлом занимали практически весь индийский рынок, то в последние годы эта закономерность больше не работает. Москва все еще уверенно занимает первое место, однако в период с 2013 по 2017 год доля ее поставок упала до 62,3% (по данным Стокгольмского института исследования проблем мира), тогда как в период с 2008 по 2012 год Россией было занято 79,7% рынка. Не последнюю роль в этом сыграли затягивание переговоров по нескольким совместным проектам и некоторые проигранные тендеры. Традиционно, огромную долю в поставках составляла истребительная авиация – ВВС Индии занимают четвертое место в мире по численности. Посмотрим подробнее, какие перспективы имеет военно-техническое сотрудничество (ВТС) между Россией и Индией в этой области.

Когда придет время Super Sukhoi?

Одним из важнейших и наиболее крупных совместных военных проектов России и Индии в сфере ВТС стало создание тяжелого многоцелевого истребителя Су-30МКИ. В общей сложности за 272 Су-30МКИ Индия заплатит около 12 млрд долларов, при этом Дели получил заметную часть технологий по производству самолета и локализовал производство многих узлов и сборку машин на своей территории силами компании HAL (Hindustan Aeronautics Limited). Индия уже имеет на вооружении не менее 240 машин, ожидается, что поставки завершатся к 2020 году. В последние годы активно обсуждается вопрос модернизации всего имеющегося парка самолетов с учетом постепенного устаревания их электроники.

Пакет модернизации назван Super Sukhoi и, возможно, включит в себя установку новой бортовой радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), обновление электроники кабины и т.п. Речь заходит даже о замене двигателей – согласно публикациям индийских СМИ, Россия предложила более современные двигатели АЛ-41Ф1С (устанавливаются на истребители Су-35С). Однако Индия всерьез рассматривает возможность применения двигателя Kaveri собственной разработки, но после его модернизации совместно с французскими специалистами (пока он не дает необходимого уровня тяги). Конечно, такой подход вряд ли примет российская сторона, которая вполне обоснованно может отказаться от всякой ответственности за техническое состояние и аварийные ситуации машин с «чужим» двигателем. Да и реальная способность индийских разработчиков в обозримые сроки довести до крупносерийного производства такое сложное изделие, как новый авиадвигатель, вызывает большие сомнения. Сами технические параметры агрегата также уступают двигателям АЛ-41Ф1С, которые обладают управляемым вектором тяги.

Когда реально будет определен облик Super Sukhoi, пока непонятно. В 2016 году в американском издании Defense News появился материал, в котором со ссылкой на представителя в военно-воздушных силах (ВВС) Индии сообщалось о скором подписании контракта на модернизацию 194 Су-30МКИ общей стоимостью более 8 млрд долларов. Говорилось о том, что соглашение будет подписано уже через полгода. Однако реальных свершений в этом направлении так и не случилось. Тем не менее, очевидно, что Индии рано или поздно придется модернизировать парк своих самых мощных истребителей, и что без участия России здесь не обойдется. Су-30МКИ еще принесет свои миллиарды в будущем.

Отдельно стоит отметить и другие направления сотрудничества по Су-30МКИ. В марте 2017 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и индийская корпорация HAL подписали договор о сервисной поддержке самолетов Су-30МКИ. Эта новость стала очень важной на фоне возникающих серьезных бюрократических сложностей в том, что касается закупки Индией запасных частей для военной техники. По этой причине заметная доля Су-30МКИ находилась в нелетном состоянии. Теперь в течение пяти лет (с правом пролонгации) обслуживание российских самолетов в составе ВВС Индии будет осуществлять ОАК.

Другой интересный совместный проект – модернизация 48 истребителей Су-30МКИ под возможность использования российско-индийских сверхзвуковых крылатых ракет BrahMos-A. Ранее эти изделия, являющиеся модификацией российской противокорабельной ракеты П-800 «Оникс», применялись с наземных пусковых установок и надводных кораблей. BrahMos-A способна поражать наземные цели и корабли на дальности до 290 км, при этом развивая скорость полета до 2,8 М. Возможность применения такой ракеты с авиационного носителя заметно повысит ударные возможности ВВС Индии. Еще больше усилятся ударные возможности индийской авиации после завершения разработки уменьшенной в размерах и массе BrahMos-NG (Next Generation). При тех же характеристиках Су-30МКИ сможет нести три такие ракеты, тогда как сейчас на самолете можно разместить только одну BrahMos-A. К тому же, BrahMos-NG можно будет поместить и на более легкие истребители ВВС Индии – МиГ-29UPG, Dassault Rafale и палубные истребители МиГ-29К. Очевидно, что производство крупных партий крылатых ракет BrahMos в авиационной модификации также принесет России финансовые дивиденды.

Легкие истребители – бесконечная история?

Известно, что договориться с Индией относительно той или иной сделки зачастую очень непростая и очень долгая задача. Еще в начале 2000-х годов индийское руководство стало задумываться о замене огромного авиапарка устаревших уже на тот момент истребителей. Речь шла о сотнях советских МиГ-21 и МиГ-27, а также англо-французских SEPECAT Jaguar. Если поначалу планировалось быстрое и прямое приобретение тогда еще актуальных французских истребителей Mirage 2000, то позже тема плавно перетекла в тендер на закупку 126 легких или средних истребителей, получивших название MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft). В тендере принимали участие целый ряд машин – американские F/A-18E/F Super Hornet и F-16IN Super Viper, европейский Eurofighter Typhoon, французский Dassault Rafale, шведский JAS 39 Gripen и российский МиГ-35. После многих лет, потребовавшихся для определения победителя, индийская сторона выбрала французский двухдвигательный истребитель Dassault Rafale. Однако французы запросили за контракт на 126 машин вдвое больше, чем 10,4 млрд долларов, заложенные в тендер, да и с передачей некоторых технологий, чего требовала Индия, возникли проблемы. В итоге Дели в 2015 году напрямую приобрел 36 единиц Dassault Rafale за 4 млрд долларов, а от остальных машин отказался.

Естественно, история на этом не закончилась – реально эти 36 истребителей никак не решают проблем со списанием сотен устаревших истребителей. Уже сейчас Индия обладает 31 эскадрильей истребителей вместо штатных 42, а к 2022 году их станет и вовсе 23. Учитывая усиливающиеся и, мягко говоря, недружелюбные соседние Китай и Пакистан, такая ситуация недопустима. Поэтому активно прорабатывается тема по приобретению 114 легких однодвигательных истребителей, что было заметно на последнем авиасалоне Aero India 2017, где зарубежные компании сделали ставку именно на продвижение однодвигательных машин – JAS 39 Gripen и F-16I. В некоторых СМИ упоминалось даже о необходимости приобрести 400 самолетов, хотя в покупку такого количества машин за раз, конечно, не верится.

В феврале 2018 года появилась другая любопытная информация: согласно данным журнала Jane's Defence Weekly, министерство обороны Индии направило указание ВВС этой страны пересмотреть подготавливаемое уже два года техническое задание на те самые 114 однодвигательных истребителей. По мнению военного ведомства, в тендер надо включить также и двухдвигательные машины. Фактически, дело идет к некому тендеру MMRCA-2. При этом, зная темпы, с которыми в Индии двигаются подобные проекты, ожидать реального решения (или его отсутствия) можно очень долго – явно не раньше середины 2020-х годов. Как и ранее, предполагается, что производство большей части самолетов будет локализовано в Индии согласно концепции Make in India. Участниками такого тендера, по-видимому, станут в точности те же участники, что и в прошлый раз. Новичком мог бы стать американский однодвигательный истребитель F-35, однако он очень дорог, и вряд ли США могут рассматривать вариант с передачей ключевых технологий по его производству (далеко не факт, что они вообще готовы поставить Дели эту свою наиболее современную машину).

Надо сказать, что на этот раз у российского МиГ-35 может быть заметно больше шансов, чем в MMRCA. Это связано с тем, что машина хоть и медленно, но движется к реальному серийному производству в России, да и в целом технический облик машины стал привлекательнее. Для реальной конкуренции осталось наладить работу и производство бортовой радиолокационной станции с АФАР «Жук-А», являющейся камнем преткновения для этого проекта, как в случае с самолетами для ВВС России, так и для экспортных перспектив машины. Остаются, правда, и вопросы политического характера: захочет ли Индия сделать оба своих основных истребителя российскими?

Несколько обнадеживающим для перспектив МиГ-35 признаком может стать прямая закупка партии из 21 истребителя МиГ-29 (МиГ-35 является глубокой модернизацией именно этого самолета). Слухи об этом появились в апреле 2018 года. Согласно данным индийских СМИ, в Дели отнеслись с большим интересом к такому предложению российской стороны. Сейчас же в Индии проходят модернизацию до уровня МиГ-29UPG 62 имеющиеся в распоряжении машины. Вполне вероятно, что в такой же комплектации могут быть поставлены и новые борта. Если эту сделку удастся реализовать, то для индийской стороны покупка МиГ-35 станет еще более актуальной, учитывая заметное сходство самолетов и, соответственно, меньшие затраты на эксплуатацию и обучение персонала. При этом не стоит забывать и про индийский однодвигательный истребитель HAL Tejas. Конечно же, он, очевидно, уступает конкурентам почти по всем параметрам, но индийское руководство не хочет «ставить крест» на этой машине, уже долгие годы неспособной пройти стадию мелкосерийного производства и доводки.

Будет ли создан FGFA?

Первый полет прототипа российского истребителя пятого поколения Су-57 (тогда еще Т-50 ПАК ФА) состоялся в 2010 году. В том же году Россия и Индия подписали контракт на эскизное проектирование экспортной модификации этого самолета, получившей название FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Стоимость контракта составила примерно 300 млн долларов. После этого дальнейшее продвижение проекта застопорилось. В индийских СМИ периодически появляются «вбросы» от тех или иных источников в ВВС и министерстве обороны – либо на тему скорого подписания контракта на проведение опытно-конструкторских работ на сумму 8 млрд долларов (стороны вкладывают по 4 млрд), либо о несоответствии машины требованиям заказчика и возможному отказу от нее в пользу истребителей западного производства. Согласно последней публикации британского агентства Jane’s Индия и вовсе заморозила своё участие в проекте, о чём российскую сторону уведомили советник по национальной безопасности Аджит Довала и министра обороны Санджайте Митру. При этом Индия не исключает приобретение готовых Су-57, когда самолёт будет полностью готов, и будет удовлетворять всем требованиям Дели. Также страна может в будущем вернуться в проект.

Вполне очевидно, что задержки по проекту были связаны с несколькими факторами – работой французского и, в меньшей степени, американского лобби; попытками индийской стороны уменьшить стоимость программы (надо сказать, что это Дели удается – стоимость ОКР уже уменьшена на 40%); требованиями более широкой передачи технологий производства (в этом индусы также преуспели, выторговав возможность производить 40% компонентов самолета вместо 25%); традиционной медлительностью и сложностью индийской бюрократии и частыми сменами политического курса. Что касается предъявляемых к самолету претензий, то в разное время звучали тезисы о недостаточной тяге двигателей АЛ-41Ф1, недостаточной радиолокационной малозаметности и неудовлетворительных показателях работы радиолокационной станции машины. Что касается двигателя, то АЛ-41Ф1 и не рассматривается как основная силовая установка – летные испытания проходит настоящий штатный двигатель Су-57 под названием «Изделие 30». Его создание улучшит также и показатели радиолокационной малозаметности машины (двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 не обеспечивает достаточного снижения эффективной площади рассеяния).

В целом же звучащие периодически в индийских СМИ идеи по закупке американских однодвигательных истребителей F-35 не очень соответствуют многим требованиям Дели. В первую очередь это касается передачи технологий – вполне очевидно, что США не согласятся на это. Даже в случае с более старыми машинами, такими как F-16V, Вашингтон был несговорчив. Что же касается самого F-35, этот истребитель является пока весьма проблемным, его разработка и производство очень затянулись, а сметы давно вышли за все разумные пределы. К тому же для Индии приобретение F-35 обойдется намного дороже, учитывая отсутствие всякой инфраструктуры и вооружения для этого самолета. Других же альтернативных вариантов на рынке машин пятого поколения нет – американский F-22 не экспортируется и уже не производится, а китайские машины Индия никогда не получит (да и их характеристики вряд ли превосходят Су-57) по политическим причинам.

Как мы видим, несмотря на все сложности совместного проекта FGFA, Дели не имеет на горизонте других перспективных вариантов. Конечно, Индия может пока вовсе отказаться от истребителей пятого поколения, продолжая делать ставку на модернизированные машины четвертого поколения – всё-таки эти машины стоят заметно дешевле. Но в этом случае страна рискует сильно отстать от регионального конкурента в лице Китая, который в будущем может поставить свои истребители пятого поколения и заклятому врагу Индии – Пакистану. Этот серьезный аргумент сохраняет за российской стороной некоторые шансы на продвижении Су-57 на индийский рынок в будущем. Приобретение 200 истребителей этого типа (такие объемы озвучивались ранее) при ожидаемой стоимости одного FGFA не менее 100 млн долларов дадут ОАК выручку в 20 млрд. И это без сервисного обслуживания, вооружения, запчастей, обучения и т.п. Такая сделка стоит многих лет труда, поскольку окупится десятилетиями стабильной прибыли.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры