Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Крупнейшие военно-морские выставки мира: МВМС – один из лидеров

Автор: Леонид НЕРСИСЯН, военный обозреватель 

28 июня 2017 года стартует 8-й Международный военно-морской салон (MBMC-2017), который продлится до 2 июля 2017 года. Крупнейшая российская судостроительная выставка, как и всегда, пройдет в Санкт-Петербурге. В преддверии мероприятия интересно проанализировать, какие мировые площадки составляют конкуренцию МВМС. 

Фото: Военно-морской салон в Петербурге (РИА Новости, 2013)  


МВМС-2015 оказался «подпорчен» западными санкциями 

По сравнению с 2013, и тем более 2011 годом, Международный военно-морской салон МВМС-2015 получился несколько менее «международным», в особенности это касалось экспозиций. Иностранных делегаций тоже стало меньше, но не столь критично: официально салон посетили представители 45 стран против 51 в 2013 году. На МВМС-2017 эта тенденция начинает отступать – в этот раз ожидается присутствие 53 делегаций. Правда, большого количества зарубежной военной продукции на стендах мы, ожидаемо, не увидим и в этом году. 

Такой расклад заметно отразился на мероприятии, ведь только начинающее восстанавливаться российское судостроение имело некоторую зависимость от иностранных комплектующих. Примеров много – те же немецкие дизельные двигатели компании MTU, которые устанавливались на малые ракетные корабли серии «Буян-М» проекта 21631, или же украинские газотурбинные силовые установки, которыми оснащались находящиеся в постройке новые российские фрегаты. Вся эта продукция, которая должна была бы вызывать интерес, отсутствовала – в лучшем случае представлены иностранные гражданские изделия. На этом фоне, конечно, были и попытки отечественных предприятий показать результаты своей работы, направленной на импортозамещение, – кое-что удалось, но теми же корабельными силовыми установками придется заниматься еще долго. МВМС-2017 окажется очень интересным в этом смысле – появится возможность наглядно оценить результаты двухлетних усилий российских предприятий по замещению импортных комплектующих.

У причалов раньше тоже было заметно интереснее – на МВМС-2011 здесь стояли американский, немецкий и голландский фрегаты, а на МВМС-2013 – голландский фрегат и подводная лодка, а также польское гидрографическое судно. На «санкционном» МВМС-2015 были представлены только российские корабли; то же самое предстоит и в 2017 году. Что касается контрактов, здесь, как и на остальных военно-морских выставках, их подписывают не очень часто – эти процессы выведены за пределы салона.

Французская Euronaval: основная площадка западного судостроения 

Для французского кораблестроения «родной» площадкой является выставка Euronaval, которая проходит раз в два года. Здесь всегда широко представлены почти все крупнейшие мировые военные корпорации, связанные с кораблестроением, в особенности это касается европейских и американских компаний. До ухудшения отношений России и западных стран в 2014 году российская экспозиция в Париже также всегда была впечатляющей. На последнем Euronaval-2016 она несколько «ужалась» – и вся продукция демонстрировалась на единственном стенде «Рособоронэкспорта». Правда, стоит отметить, что был также и российско-индийский стенд предприятия BrahMos Aerospace Limited, которое показало сухопутную мобильную пусковую установку сверхзвуковых противокорабельных ракет BrahMos (это специально созданная под индийские требования модификация российской ракеты П-800 «Оникс»).

В целом Euronaval можно назвать «витриной» западного кораблестроения: в рамках мероприятия часто проходят премьерные показы различной военно-морской продукции. К примеру, в 2016 году британский гигант ВПК BAE Systems впервые продемонстрировал 127-мм и 155-мм гиперзвуковые снаряды Hyper Velocity Projectile (HVP), разрабатываемые корпорацией для существующих моделей артиллерийских установок, а также перспективной электромагнитной «рельсовой» пушки. А французская компания Thales провела презентацию новой корабельной радиолокационной станции NS 200 с заявленной дальностью обнаружения целей до 400 км.

Всего в Euronaval-2016 приняли участие 403 компании, 56% из которых были зарубежными (не из Франции).

Международная выставка авиационно-космической и военно-морской техники LIMA: крупнейшее азиатское событие для кораблестроителей 

В марте этого года на малазийском острове Лангкави прошла 14-я Международная выставка авиационно-космической и военно-морской техники LIMA-2017. В отличие от МВМС и Euronaval, мероприятие в Малайзии комбинированное и посвящено не только кораблестроению, но и авиации. Будучи одной из двух крупнейших азиатских выставок (об индийской Defexpo мы поговорим ниже), LIMA привлекает компании со всего мира – ведь военные бюджеты и объемы закупок активно растут отнюдь не в Европе, а именно в Азии. В итоге на LIMA-2017 свою продукцию представили 555 компаний из 38 стран. Из числа этих компаний 42 были российскими. Помимо авиационной техники, Россия представила на выставке фрегаты проектов 2235.6 и 1135.6, а также патрульные корабли проектов 2216.0 и 1166.1 «Гепард 5.1». Кроме того, были продемонстрированы такие перспективные проекты, как неатомные подводные лодки проекта 677Э «Амур 1650» и «П-650» с анаэробной (воздухонезависимой) силовой установкой. По итогам LIMA-2017 были подписаны контракты примерно на 850 млн долларов.

Тем не менее, несмотря на масштабы, в том, что касается именно кораблестроения, LIMA все-таки уступает французской Euronaval и российскому МВМС. Но если брать мероприятие в целом, то малазийский объединенный морской и авиационный салон – один из самых ярких в мире.

Defexpo India: нескончаемая борьба за «золотой» индийский рынок 

Выставка Defexpo India 2016 впервые прошла на Гоа, а ранее мероприятие проходило в Нью-Дели. Подобно малазийской LIMA индийская площадка является комбинированной, однако здесь сочетаются морская и сухопутная тематика. Как и любая военная выставка в Индии, Defexpo привлекает огромное количество производителей вооружений со всего мира – это не удивительно, учитывая то, что страна является самым крупным импортером оружия на планете.

На последней выставке свою продукцию показали 980 компаний (из них 540 индийских) из 47 стран мира. Российскую военную технику продемонстрировала 71 компания, что вполне логично, учитывая давно устоявшееся и очень масштабное военно-техническое сотрудничество между Москвой и Дели. При этом видна была и другая тенденция последних лет – активная борьба с Россией за индийский рынок вооружений со стороны западных стран. К примеру, США на выставке представляли 94 компании.

Что касается военно-морской техники, здесь это направление все-таки не было приоритетным, хотя Россия и провела в рамках выставки очередной раунд переговоров по продаже Индии четырех фрегатов проекта 11356 (два из них – недостроенные для ВМФ России вследствие запрета на поставки украинских силовых установок) и по лизингу многоцелевой атомной подводной лодки проекта 971 «Щука-Б». Твердых контрактов на полях Defexpo India 2016 подписано не было, зато вызвало интерес индийско-украинское соглашение по разработке военно-транспортного самолета, призванного заменить провалившийся российско-индийский MTA. Конечно же, после громких слов и заверений никаких реальных новостей больше не появлялось: украинский ВПК вряд ли способен удовлетворить очень непростые требования и условия Дели.

2017г., июнь   
"Новый оборонный заказ. Стратегии"