Инновационная деятельность ГУНИД Минобороны РФ

Инновационная деятельность Главного управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Министерства обороны Российской Федерации

 

Автор: С.А. Диденко, начальник отдела – заместитель начальника управления (комплексного анализа и экспертизы инновационных проектов) Главного управления, к.э.н., полковник

 


Современные глобальные вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок. 

В развитых странах разрабатывается целый комплекс мер, направленных на поддержку и постепенную концентрацию научных исследований. 

В целях государственной поддержки инновационной деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1172 от 16 ноября 2012 г. «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности» Министерство обороны Российской Федерации осуществляет возложенные на него полномочия в установленных сферах деятельности.

Государственной программой вооружения на 2011–2020 гг. определен комплекс мероприятий по доведению к 2020 г. доли современных образцов вооружения Вооруженных сил Российской Федерации до 70%. Для выполнения поставленной перед Министерством обороны задачи необходимо совершенствовать подходы к поиску эффективных инструментов для обеспечения реализации государственной политики в области инновационных исследований, разработок и технологий в интересах обороны и безопасности государства. 

Инновационная деятельность в Министерстве обороны Российской Федерации направлена на создание условий для реализации стратегии инновационного развития системы вооружения ВС РФ, которая основана на создании опережающего научно-технического задела для перспективного вооружения, военной и специальной техники. 

В целях реализации возложенных полномочий в Министерстве обороны разработаны, утверждены и последовательно реализуются: 

  • Концепция реализации Министерством обороны Российской Федерации инновационной деятельности и полномочий по государственной поддержке инновационной деятельности;
  • Концепция создания научно-технического задела для перспективных вооружений и военной техники на период с 2016 по 2025 г.;
  • Концепция развития конгрессно-выставочной деятельности в Министерстве обороны Российской Федерации. 

Актуальность разработки указанных документов обусловлена формированием единого подхода к развитию инновационной деятельности в Министерстве обороны и постоянным повышением требований к качественным и количественным характеристикам системы вооружения, эффективности ее применения.

Концепции разработаны на основе положений основных нормативных правовых документов, определяющих развитие в области науки и технологий в Российской Федерации, поддержку инновационной деятельности, а также направления развития системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации (план деятельности Министерства обороны Российской Федерации на 2016–2020 гг., план строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации). 

Формирование научно-технического задела для перспективного (нетрадиционного) вооружения – это заблаговременное решение проблем создания перспективного вооружения. Возрастание степени рисков, связанных с планируемыми к использованию технологиями, приводит к удорожанию и затягиванию сроков проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. 

Для возможности снижения затрат и эффективного использования выделенных средств необходимо решение задач по поиску и разработке новых принципов создания вооружения, технологий и материалов, а также по оценке реализуемости и внедрению новейших достижений (научных, научно-технических и пр.) в интересах создания перспективных ВВСТ. 

Одной из задач, возложенных на Главное управление научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Министерства обороны Российской Федерации (далее – Главное управление), является организация, в пределах полномочий Министерства обороны, инновационной деятельности в целях создания научно-технического задела для разработки перспективных и модернизации имеющихся вооружения, военной и специальной техники. 

Реализация указанного направления возможна при проведении соответствующих мероприятий с огромными объемами информационного массива, значительными затратами времени и непрерывными последовательными действиями. 

Для обеспечения инновационной деятельности, направленной на возможность реализации инновационных проектов, Главное управление проанализировало имеющейся потенциал инновационной инфраструктуры, сформировало информационный массив о научно-исследовательских организациях, высших учебных заведениях, конструкторских бюро, предприятиях промышленности. Периодически актуализируются реестры предприятий оборонно-промышленного комплекса, организаций и учреждений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации. Проводится анализ, компиляция сведений и оценка их инновационного потенциала, анализируются элементы инновационной инфраструктуры Российской Федерации на предмет возможного взаимодействия и использования их компетенций в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. 

В соответствии с посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в Главном управлении определены основные субъекты взаимодействия: технологические платформы, инновационные территориальные кластеры, инжиниринговые центры.

Особое внимание уделяется взаимодействию с институтами развития инновационной деятельности: это Фонд перспективных исследований, Российская венчурная компания, Фонд «Сколково», Агентство стратегических инициатив, Аналитический центр при Правительстве РФ, Межведомственный аналитический центр и другие. 

Рассматриваются способы реализации и внедрения прорывных, высокорискованных (инновационных) исследований, разработок и технологий в целях обеспечения обороноспособности страны. Проводится анализ финансовых инструментов поддержки инновационных проектов, в том числе с использованием механизмов институтов развития и частных инвестиций. Изыскиваются внебюджетные источники финансирования. Проводится апробация отобранных инновационных разработок, и прорабатываются меры государственной поддержки инновационных проектов институтов развития, с которыми возможна совместная работа по их реализации и продвижению в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. 

Вместе с тем Главным управлением организован комплексный анализ передовых достижений отечественного и мирового научного ресурса и промышленного потенциала в области прорывных, инновационных исследований, разработок и технологий, с проведением независимой экспертизы; инициируется проведение ведомственной экспертизы отобранных проектов. Проведение предварительной экспертизы уже на стадии отбора проектов и разработок позволяет сэкономить от 20 до 40% расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. 

Важный и эффективный элемент – организация мероприятий конгрессно-выставочной деятельности Министерства обороны Российской Федерации. 

Развитие конгрессно-выставочной деятельности направлено на создание необходимых и достаточных условий для проведения поиска передовых (перспективных) технических, технологических и других решений в целях их последующего внедрения при производстве вооружения и военной техники, а также формирование положительного имиджа Вооруженных сил Российской Федерации. 

Отбор прорывных, высокорискованных (инновационных) исследований, разработок и технологий по результатам проведения конгрессно-выставочных мероприятий проводят эксперты органов военного управления, научно-исследовательских организаций и учреждений Минобороны России. 

В настоящее время совместно с органами военного управления отобрано более 400 проектов и разработок различной степени готовности и стадии реализации. 

В реестр готовых инновационных решений для возможной реализации проектов и разработок, как в рамках государственного оборонного заказа, так и в рамках государственно-частного партнерства за счет внебюджетных источников финансирования, отбираются прошедшие экспертизу проекты и разработки с учетом потребностей заинтересованных органов военного управления. 

Кроме того, в ходе реализации Постановления Правительства РФ №218 от 9 апреля 2010 г. осуществляется поддержка реализации комплексных проектов, выполняемых в рамках кооперации российских производственных предприятий, высших учебных заведений и государственных научных учреждений. 

В настоящее время изучаются проекты, получившие финансовую поддержку в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 гг.», утвержденной Постановлением Правительства РФ №426 от 21 мая 2013 г. 

Последовательная и совместная работа в части создания научно-технического задела позволит: 

  • сформировать систему приоритетов в сфере прикладных исследований и разработок, связанных с приоритетами развития Вооруженных сил Российской Федерации; 
  • получить критически важные технологи и создать образцы вооружения, военной и специальной техники с тактико-техническими характеристиками, обеспечивающими их превосходство в современных условиях; 
  • принимать обоснованные решения о возможности и целесообразности оснащения Вооруженных сил Российской Федерации образцами вооружения, военной и специальной техники, разработанными в инициативном порядке; 
  • уменьшить сроки создания вооружения, военной и специальной техники и внедрять прорывные инновационные технологии. 

Все вышеперечисленные мероприятия обусловили активизацию научно-инновационной деятельности отечественных предприятий, учреждений и организаций, повышение конкуренции при разработке продукции в интересах Министерства обороны, что способствует повышению ее качества и снижению стоимости.

Итогами работы по созданию научно-технического задела становятся: современная разработка перспективных типовых технических решений для образцов вооружения, военной и специальной техники; сохранение паритета в разработке основных базовых военных технологий; исключение (снижение) рисков технологического отставания, а также парирование возможных научно-технических прорывов ведущих зарубежных стран.

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии" 
2017г., август

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры