Пираты Сомали. Новая волна

Автор: Арсений РАГУНШТЕЙН, к.и.н., заместитель декана юридического факультета Курского государственного университета

Как это часто бывает в современном, динамично развивающемся мире, многое меняется быстрее, чем мы успеваем к этому привыкнуть. Так произошло с сомалийским пиратством. Внезапно и громко заявив о себе на исходе 2000-х гг., пираты, под военным давлением мирового сообщества, уже к 2014 г. практически свернули свою деятельность, благополучно переключившись на контрабанду наркотиков из Среднеазиатского региона.

Практически полная остановка пиратской деятельности поставила под вопрос необходимость функционирования международных военно-морских сил, которые действовали под эгидой США, Европейского Союза и НАТО. В 2015–2016 гг. сомалийцы совершили всего несколько атак, как правило, на небольшие торговые доу и рыболовецкие суда, следовавшие вдоль побережья. Число нападений было столь ничтожным, особенно в сравнении с тем, что творилось в тот же период времени в Гвинейском заливе и Южно-Китайском море, что это заставило ряд экспертов говорить о полной победе над сомалийскими пиратами. Численность военного международного контингента в районе Африканского Рога была сокращена. Официально было объявлено, что сомалийцы более не представляют опасности для мирового сообщества и морской торговли. В результате 15 декабря 2016 г. решением Совета НАТО операция «Океанский щит» была прекращена.

По всем прогнозам, о сомалийских пиратах должны были окончательно забыть. Однако реальность внесла свои коррективы в эти планы. Ошибка натовских стратегов наглядно проявилась с начала 2017 г. Сомалийцы вновь громко заявили о себе, проведя ряд нападений на торговые корабли, следовавшие вдоль побережья Африканского Рога.

Череда пиратских атак началась с момента, когда в Индийском океане закончился сезон зимних муссонов. 13 марта 2017 г. сомалийские пираты осуществили свой самый крупный захват торгового судна за прошедшие пять лет. Танкер «Арис 13» подвергся атаке в тот момент, когда он направлялся из Могадишо в Джибути, в 18 км от северной оконечности Сомали. Атаку осуществили две моторные лодки. Пиратам существенно облегчил задачу тот факт, что маршрут судна пролегал недалеко от побережья. Высота борта танкера – всего три метра, а максимальная скорость – пять узлов, вооруженной охраны нет. При таких условиях захват судна при помощи обычной штурмовой лестницы происходит за несколько минут. Затем пираты отвели захваченное судно к селению Калуула на побережье Пунтленда, самопровозглашенного государства на территории бывшего Сомали.

Как это обычно бывает в мировой судоходной практике, команда танкера состояла из восьми ланкийцев, владелец судна – компания из Панамы, флаг – Коморских островов. Управляли судном бизнесмены из ОАЭ. Возможно, последний факт и спас команду от многолетнего пребывания в плену у пиратов в качестве заложников, поскольку у властей Объединенных Арабских Эмиратов сложились определенные взаимоотношения с правоохранительными органами Пунтленда, подготовку которых в свое время финансировала эта страна.

Ранним утром 16 марта 2017 г. морская полиция Пунтленда провела операцию по освобождению торгового судна «Арис 13». Ее подробности не сообщались, но прошла она бескровно. Никто из полицейских, членов экипажа и преступников не пострадал. После освобождения экипажа судно взяло курс на порт Босасо.

Несмотря на то, что судно было освобождено, местные власти не стали задерживать самих пиратов. Вероятнее всего, по договоренности, они должны были отпустить судно в обмен на иммунитет от судебного преследования.

Эта атака могла бы считаться чисто случайной, если бы не тот факт, что спустя десять дней пираты повторили свой «подвиг». На этот раз цель атаки была несколько скромнее. 23 марта 2017 г. сомалийские пираты захватили «Асаир 2» – крупное морское доу, базировавшееся в сомалийском порту Босасо. В этот раз в атаке участвовали снова две моторные лодки и шесть пиратов. На момент нападения на «Асаир 2» находились 20 членов экипажа и один сомалийский охранник. Экипаж доу пираты не тронули и высадили на берег у деревни Марайя в провинции Пунтленд. После чего на захваченном доу снова вышли в море. Вероятнее всего, они намеревались использовать его как «материнский корабль» – плавучую базу для дальнейших нападений.

В дальнейшем нападения стали происходить все чаще и чаще. Новая атака произошла 31 марта 2017 г., когда пятеро вооруженных сомалийцев захватили индийский сухогруз «Аль-Каусар» с 11 моряками на борту и грузом пшеницы и сахара. Нападение произошло примерно в 30 милях к югу от портового города Хобио. Атака закончилась без жертв. Моряки позвонили своему судовладельцу и сообщили о том, что судно захвачено пиратами. «Аль-Каусар» сомалийцы отвели к деревне Эль-Хур, близ порта Хобио, где он встал на якорь. Вероятнее всего, за него будет потребован выкуп.

Аналогичная судьба постигла пакистанское судно «Салама 1». Оно было захвачено 3 апреля 2017 г. сомалийскими пиратами и отведено на стоянку у селения Эль-Хур.

Однако на этом череда удачных нападений завершилась, хотя существовали все предпосылки к тому, чтобы увеличить счет захваченных кораблей. 8 апреля 2017 г. сомалийские пираты атаковали в Аденском заливе сухогруз «OS 35», шедший под флагом Тувалу. Однако экипаж судна, не дожидаясь, пока сомалийцы захватят их в заложники, подал сигнал бедствия и поспешил укрыться в «комнате безопасности», в трюме судна. На призыв о помощи откликнулись корабли ВМС Индии и Китая. Уже на следующий день военные моряки двух стран провели совместную операцию по освобождению «OS 35». Ранним утром 9 апреля экипаж индийского военного корабля «Мумбаи» установил контакт с моряками «OS 35» и, подняв в воздух вертолет, провел разведку ситуации, чтобы оценить силы пиратов и наличие у них оружия. Однако сомалийские пираты, вероятнее всего, покинули судно еще накануне ночью. Получив известие о том, что им не угрожает опасность, члены команды сухогруза вышли из своего укрытия. После этого к «OS 35» подошел китайский военный корабль «Ю Лин» и под прикрытием индийского военного вертолета высадил на борт сухогруза досмотровую партию, которая пиратов на борту не обнаружила. Команда «OS 35» продолжила свой путь, а китайские и индийские моряки вернулись к патрулированию океанских вод.

15 апреля 2017 г. сомалийские пираты попытались захватить в Аденском заливе, в 65 милях от побережья Йемена, нефтяной танкер «Алхера». Атаку совершила всего одна моторная лодка с пятью вооруженными людьми. Экипаж подал сигнал о бедствии, на который откликнулся китайский фрегат «Хэньян». Последний выслал боевой вертолет для разведки ситуации. Увидев его, пираты прекратили атаку и скрылись, так и не поднявшись на борт танкера.

24 апреля 2017 г. сомалийцы попытались захватить химовоз «Костина». Нападение произошло всего в шести милях от побережья Сомали в тот момент, когда судно направлялось в порт Могадишо. Атаковала химовоз моторная лодка с шестью вооруженными людьми. Они преследовали танкер около двух часов, обстреливая его из автоматического оружия. На сигнал о помощи откликнулся испанский боевой корабль «Галисия», с борта которого на помощь вылетел боевой вертолет с отрядом специального назначения. Однако пираты прекратили атаку и скрылись до подхода военных.

16 мая 2017 г. в 230 милях от побережья Сомали пираты атаковали балкер «Лорд Маунтбеттен», шедший под либерийским флагом. Балкер следовал из Джебель-Али в Порт-Саид. Но по пути его перехватили две моторные лодки с пиратами. Вахтенный офицер вовремя заметил приближавшихся пиратов и подал сигнал тревоги, который был принят индийским военным кораблем «Шарда», который оказался поблизости. Прибыв в указанное место, индийский фрегат обнаружил два подозрительных доу, которые буксировали 7–8 моторных лодок. Досмотровая партия обнаружила на борту одного из них автомат Калашникова и боеприпасы. Однако ни один их подозреваемых задержан не был ввиду отсутствия прямых улик их причастности к разбойным нападениям. «Лорд Маунтбеттен» продолжил свой рейс.

22 мая 2017 г. сомалийцы захватили иранское рыболовное доу близ Кандала на побережье Пунтленда. Двадцать иранских рыбаков были взяты в заложники, а доу сомалийцы пытались использовать как «материнский корабль» для захвата других судов.

31 мая 2017 г. сомалийские пираты атаковали в Баб-эль-Мандебском проливе танкер, шедший под флагом Маршалловых островов. Три пирата в моторной лодке приблизились к судну и выпустили по нему три ракеты из противотанкового гранатомета. После чего, не добившись остановки судна, отказались от продолжения атаки.

1 июня 2017 г. сомалийские пираты атаковали в Оманском заливенефтяной танкер «Провиденс». В момент нападения судно находилось в 100 морских милях от порта Маскат. Атаковала танкер моторная лодка с шестью вооруженными людьми. Охрана, находившаяся на танкере, отбила нападение на судно, вступив в перестрелку с пиратами. Это не позволило пиратам подойти достаточно близко к борту танкера, чтобы использовать штурмовую лестницу, которая находилась в моторной лодке.

При анализе сложившейся ситуации следует отметить, что все нападения были предприняты относительно недалеко от берега небольшими группами преступников. Такая тактика была характерна для сомалийцев в период подъема пиратского бизнеса в 2008–2011 гг., после чего они перешли к нападениям на океанских торговых линиях за сотни и даже тысячи миль от побережья. На тот момент времени пиратские преступные группировки лишь формировались, и основную массу нападений совершали обычные жители прибрежных селений, как правило, бывшие рыбаки.

Тот же почерк заметен и в событиях последнего времени. Жители сомалийского побережья, не имея средств к существованию, снова вынуждены выходить в море для пиратской деятельности.

Вероятнее всего, на этом сомалийцы не остановятся. Захваты небольших торговых доу не приносят значительной прибыли. Им требуется крупное судно, желательно танкер, выкуп за который сможет решить проблемы небольшого селения на целый год. У сомалийских пиратов уже была возможность захватить в заложники крупное судно и его экипаж, и лишь обстоятельства не позволили им приступить к переговорам о выплате выкупа. Для сомалийцев это критически важно. Если у них получится, это даст возможность инвестировать в продолжение пиратских операций и вновь возродить преступный вид бизнеса.

В свое время сомалийцы уже ставили рекорды по получению выкупа. На пике активности в 2011 г. пираты получили за 31 корабль выкуп в размере 159,62 млн долларов. То есть каждое захваченное судно приносило в среднем 4,97 млн долларов. Это особенно актуально, учитывая состояние Сомали, которое не может не вызывать тревогу у мирового сообщества.

Причина нового всплеска морского разбоя у побережья Африканского Рога достаточно банальна – продовольственный кризис, вызванный изменениями климата в районе сахеля. По данным Famine Early Warning Systems Network, в начале 2017 г. в мире примерно 70 млн человек испытывали недостаток продовольствия, причем 20 млн находились на грани голода. Наиболее нуждающиеся государства – Южный Судан, Нигерия, Сомали и Йемен. Все четыре страны находятся в состоянии перманентной гражданской войны и имеют на своей территории большое число беженцев и перемещенных лиц.

Недостаток продовольствия приводит к массовой гибели людей. Так, 21 марта агентство «Регнум» сообщило, что только за 36 часов на юге Сомали в Джубуленде от голода умерли 26 человек. Еще ранее, 28 февраля 2017 г., правительство Сомали объявило о национальной катастрофе в связи с сильнейшей засухой в регионе. Президент Мохамед Абдуллахи Мохамед обратился к мировому сообществу с просьбой откликнуться на призыв о помощи. Согласно данным ООН, в гуманитарной помощи нуждается до 5 млн человек в Сомали и соседней Эфиопии. Красный крест указал, что продовольственная помощь требуется 2,7 млн человек.

Из-за засухи сокращаются площади для выпаса скота, и высыхают колодцы. Как результат – вследствие засухи уже погибло большое количество скота, который является основой экономики Сомали. При этом 6,2 млн жителей страны оказались на грани голода. Если учесть тот факт, что экспорт мясной продукции – один из немногих источников получения прибыли для Сомали, ситуация осложняется еще больше.

По предположениям специалистов ООН, засуха может иметь более разрушительные последствия, чем та, что произошла в 2011 г., когда в Сомали от голода погибли 260 тыс. человек. Однако в условиях продолжающейся гражданской войны доставка гуманитарной помощи в страну крайне затруднительна. Кроме того, ООН не в состоянии оказывать единовременную помощь сразу десяткам миллионов человек, разбросанных по огромным просторам Африки. Значительное число африканцев не получат продовольствия, а значит, будут искать альтернативные источники существования, даже несмотря на их противозаконность.

Ситуация осложняется еще и тем обстоятельством, что в Сомали началась эпидемия холеры. В 2016 г. в стране заболели холерой 15 тыс. человек, с начала 2017 г. по конец марта было зафиксировано уже 18 тыс. заболевших. Особую опасность представляет тот факт, что в Сомали проявился новый штамм болезни, который крайне опасен – умирает каждый 45-й заболевший. В период с января по начало апреля 2017 г., по сообщениям Всемирной организации здравоохранения, в Сомали умерли от холеры 524 человека. Вспышки заболевания зарегистрированы в 13 из 18 регионов страны. Сильнейшая засуха стала мощным катализатором распространения этого инфекционного заболевания. По прогнозам специалистов, к июню число умерших могло составить 50 тыс. человек.

Ситуацию с продовольственным кризисом могло бы выправить развитие рыболовства, которое в перспективе стало бы важным фактором развития экономики, учитывая тот факт, что воды в районе Африканского Рога чрезвычайно богаты различными видами промысловой рыбы. Но и здесь в Сомали есть серьезные сложности. Несмотря на все усилия мирового сообщества, браконьерский вылов рыбы в сомалийских водах продолжается. Давление, оказанное в предыдущие годы на пиратов со стороны ВМС, усилило безопасность прибрежных вод, но, в то же время, открыло путь к возвращению к старой практике незаконного рыбного лова. Ежегодно иностранные суда вылавливают примерно 132 тыс. тонн рыбы, в то время как местные рыбаки – лишь 40 тыс. тонн.

Многие рыболовные суда, ведущие промысел у сомалийского побережья, из Ирана или Йемена, но есть также и корабли под флагами европейских государств. За их безопасность отвечают военно-морские силы Евросоюза и США, патрулирующие воды региона. Однако никто из них не уполномочен вести борьбу с незаконным рыбным промыслом. Браконьерство процветает, и сомалийцы чувствуют свою абсолютную беззащитность. Их попытки самостоятельно решить эту проблему путем незаконных захватов иностранных рыболовецких судов воспринимаются мировым сообществом как банальное пиратство. Так было, когда в марте 2015 г. сомалийцы захватили два иранских судна, полагая, что они вели незаконный рыбный промысел. Их отвели на стоянку к мысу Цер-Хур в центральной части Сомали. Однако в августе экипажу рыболовецкого доу «Джебер» удалось сбежать от похитителей и получить защиту от военных кораблей Евросоюза. Другое доу, «Сирадж», осталось в руках похитителей.

Немаловажным фактором, повлиявшим на деятельность сомалийских пиратов, стало изобилие оружия в регионе. По сообщениям канала «Аль-Джазира», в порт Босасо в огромном количестве поступают контрабандное оружие и боеприпасы из стран Аравийского полуострова. Из-за этого цены на стрелковое вооружение в Сомали существенно упали. Так, цена на пулемет упала с 13 тыс. до 8,5 тыс. долларов.

Сочетание ряда факторов, таких как неурожай, эпидемии, браконьерский промысел рыбы и низкие цены на оружие, становится катализатором нового всплеска морского пиратства в Сомали. Захват крупного танкера или сухогруза может дать пиратской группе добычу стоимостью в миллионы долларов, которые возможно будет использовать для закупки продовольствия и медикаментов. Для миллионов сомалийцев это залог выживания.

Лишь один фактор способен временно снять опасность возрождения пиратства – погода. В июне-августе у побережья Африканского Рога начинает дуть сильный летний муссон, который препятствует выходу в море малых моторных лодок. В это время даже самые отчаянные сомалийские пираты не отваживаются выходить на промысел. Однако этот муссон заканчивается в сентябре, и время покажет, насколько отчаянными могут быть сомалийские пираты.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры