Слово редактора: Старый дух среди новых двух

Старый дух среди новых двух

 

Александра Григоренко, 
главный редактор журнала 
"Новый оборонный заказ. Стратегии"  

 

 

Пока государственные деятели решают большие вопросы, определяют зоны влияния, вырабатывают политические стратегии, предприятия ОПК во главе с мудрым и высокопрофессиональным менеджментом занимаются… тем же самым. Это неправильно и непродуктивно, но традиционно и привычно для отечественной системы управления и государственного заказа. Это влияет на номенклатуру, качество, сервисное обслуживание, в конечном счете, и на результативность отраслей ОПК в целом. Хотя результативность – понятие растяжимое и разноплановое.

Рассматривая ОПК как экономический ресурс, как плацдарм для разработки высокотехнологичной диверсифицированной продукции, давайте оценим ситуацию. Руководство страны выработало вполне определенную стратегию и поставило задачи. В послании к Федеральному собранию 1 декабря 2016 года президент России Владимир Путин поручил правительству РФ обеспечить увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в производстве предприятий ОПК до уровня не менее 50% к 2030 году. 

Первое, что сделали предприятия ОПК, особенно те, которые ощутили на себе снижение ГОЗ и почувствовали перспективу худеющего портфеля заказов от Минобороны, – начали поиск нового государственного заказчика. Минздрав сотрясается от желающих провести переговоры на тему закупки высокотехнологичных отечественных образцов медтехники. Логика очевидна и, казалось бы, верна, но вот проблема в том, что медицинские учреждения, в отличие от оборонных предприятий, по целому ряду объективных и субъективных причин не заинтересованы в том, чтобы закупать отечественное оборудование.

Наиболее продуктивно идет процесс диверсификации в таких областях, как судостроение, то есть там, где инновационного вклада минимум. Те верфи, где делали военные корабли, переориентировать на производство гражданских рыболовных судов гораздо проще, чем создать полностью инновационный новый продукт и заставить рынок его покупать. Тем более, что заставить рынок невозможно. В отличие от системы госзаказов и госисполнителей, в системе координат которых все еще работают традиционные механизмы.

Эксперты сомневаются, что задачи, поставленные президентом и правительством, выполнимы. Для того чтобы запустить массовую диверсификацию оборонных производств, необходимы совершенно другие механизмы принятия решений на предприятиях и в целых отраслях ОПК, не столь традиционные и привычные, а наоборот, маркетинговые. Сегодня у подавляющего большинства предприятий нет ни маркетинговых компетенций, ни конкурентных преимуществ по сравнению с мировыми отраслевыми гигантами, чью продукцию закупают во всем мире.

Но и отчаиваться не стоит: зато у тех менеджеров, которые действуют в русле современных маркетинговых стратегий и управленческих компетенций, есть большая фора, и ею грех не воспользоваться.

О продуманной стратегии Правительства Тульской области и предприятиях ОПК, на которых осваивается 35 новых видов продукции в направлениях радиоэлектроники, гражданского машиностроения и медицинского оборудования, читайте в этом номере.

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии" 
№ 6 (53) 2018г. , Санкт-Петербург 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры