Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Итальянские компании присоединяются к созданию истребителя шестого поколения

26 января группа итальянских оборонно-промышленных компаний официально присоединилась к программе Global Combat Air Programme (GCAP) по созданию малозаметного многоцелевого истребителя нового поколения. Эта программа официально была запущена в декабре прошлого года правительствами Великобритании, Италии и Японии. 

 

Как и ожидалось, со стороны Италии основным подрядчиком научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР) выступит холдинг Leonardo. Представители холдинга уже объявили, что начали процесс разработки концепции участия в программе, а также приступили к предварительной оценке издержек и подготовке к демонстрации перспективных направлений сотрудничества в рамках инициативы GCAP. Также сообщается, что в проекте примут участие и другие ведущие компании итальянской промышленности – Avio Aero, Elettronica и MBDA Italy. В настоящее время партнеры взаимодействуют между собой для «объединения усилий по продвижению новейших технологий в интересах международного проекта».

В пресс-релизе Leonardo также отмечается, что предварительная работа по подготовке к участию Италии в инициативе GCAP ведется с декабря 2021 года, а на поддержку соответствующих мероприятий выделено не менее 6 миллиардов евро по линии министерства обороны. Соответствующий план получил наименование «Тайфун-GCAP», он предполагает перспективную замену истребителей Eurofighter Typhoon на вооружении ВВС Италии на самолет, созданный по программе GCAP с участием итальянской авиационной промышленности в кооперации с международными партнерами. Для этих целей планируется модернизация производственно-технологического потенциала Италии в ряде ключевых направлений. Сюда относится военная микроэлектроника (компании Leonardo и Elettronica), турбореактивные двигатели (Avio Aero) и управляемое авиационное вооружение (MBDA Italy).

Ведущую роль в создании программы GCAP сыграли Великобритания и Япония, объединившие свои национальные проекты по созданию перспективных истребителей нового поколения – Tempest и Mitsubishi F-X. Обе предыдущие программы осуществляются уже продолжительное время – семь лет в случае британской «Бури» и двенадцать лет в случае японской F-X. Тем не менее, до создания прототипов обеим странам еще очень далеко – без учета вероятных сдвигов сроков вправо первый полет японского истребителя планировался в 2028 году. Дорожная карта Tempest в 2018 году предусматривала создание первого летающего образца самолета к 2025 году – что, скорее всего, являлось чрезвычайно оптимистичной оценкой, с учетом того факта, что ключевые подсистемы самолета, в частности, двигатели, до сих пор находятся только на стадии эскизного проектирования. 

Рубеж пятого поколения

Программа GCAP отражает твердо устоявшуюся в последние десятилетия тенденцию в мировом военном авиастроении, когда самостоятельная разработка малозаметных истребителей новых поколений оказывается не под силу отдельным странам, за исключением США, и, с рядом оговорок, – Китая. К началу 2020-х гг. в массовом серийном производстве находятся только два малозаметных истребителя – американский F-35 и китайский J-20. Причем в случае КНР на вооружение пока поступает версия самолета с двигателями предыдущего поколения WS-10 – обратной разработки советско-российского двигателя АЛ-31Ф, лежащего в основе современных отечественных истребителей на базе Су-27. Китайский двигатель второго этапа – WS-15 – только в прошлом году приступил к летным испытаниям. Аналогичная ситуация сложилась с российским истребителем Су-57, мелкосерийное производство которого осуществляется пока на основе двигателей первого этапа АЛ-41Ф1.

Если принять во внимание состояние других программ по разработке перспективных истребителей, можно заметить, что они часто вынуждены идти на серьезный компромисс по отношению к основным техническим требованиям к самолету нового поколения. Характерным примером здесь является программа южнокорейского истребителя KF-21, где требования к малозаметности, маневренности и скоростным характеристикам скорее соответствуют улучшенному четвертому поколению (4++).  В противном случае, разработка затягивается на неопределенный срок – здесь можно вспомнить индийские проекты по созданию истребителя пятого поколения в кооперации с Россией (проект FGFA) и затем своими силами (проект AMCA).

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.