МВМС: в интересах отечественного судостроения

Международный военно-морской салон – это не только одна из крупнейших мировых выставок, где разработчики и производители демонстрируют яркие достижения в сфере военного кораблестроения и гражданского судостроения, морской авиации и вооружений, средств навигации и связи.

 

МВМС – это также уникальная площадка для экспертного диалога, где обсуждаются актуальные вопросы функционирования отрасли и принимаются взвешенные решения по ее дальнейшему развитию.

МВМС-2021 прошел с 23 по 27 июня в Санкт-Петербурге. «Международный военно-морской салон занимает достойное место в мировой системе выставок военно-морского вооружения и техники», – заявил вице-премьер Юрий Борисов на церемонии открытия Салона.

Участниками экспозиции МВМС-2021 стали 285 предприятия из 13 стран. Экспозиция МВМС-2021 разместилась на территории КВЦ «ЭкспоФорум». Корабли, катера и суда из состава ВМФ и Пограничной службы ФСБ России были представлены у причалов морского порта «Пассажирский порт Санкт-Петербург». В «МВМС-2021» приняли участие 27 официальных делегаций из 25 государств. Проведено более 100 официальных переговоров с участием Главнокомандующего ВМФ России, должностных лиц ФСВТС России, ведущих компаний. В рамках деловой программы МВМС-2021 состоялось 27 конгрессно-деловых мероприятий, в том числе четыре научно-практические конференции. Работу Салона освещали 548 журналистов из 124 средств массовой информации, в том числе 14 иностранных из семи стран.

Судостроение продолжает активно развиваться

Несмотря на трудности, обусловленные санкциями и пандемией, судостроение в России продолжает активно развиваться, уверен директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков.

«Потребность в отечественных гражданских и военных судах гарантирует стабильный портфель заказов до 2035 года. На середину июня 2021 года портфель заказов на корабли водоизмещением 100 тонн и более до 2025 года составил порядка 4,4 трлн рублей», – рассказал он на пресс-конференции, посвященной открытию МВМС.

Кабаков напомнил, что Стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года должна обеспечить загрузку 80% основных производственных фондов отрасли и увеличить в 2,2 раза производство и в два раза – производительность труда.

Тезис о развитии отрасли подтвердил и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. «Петербург – крупнейший центр судостроения. Сегодня в городе работает более 40 судостроительных предприятий, сейчас на петербургских верфях строится более 50 военных кораблей и гражданских судов», – сказал он. Беглов подчеркнул, что в прошлом году отрасль показала рост в почти 12%, а объем экспорта судов и плавсредств вырос более чем в два раза.

«Наши предприятия полностью обеспечены оборонными и гражданскими заказами. Вместе мы работаем над тем, чтобы повысить эффективность отрасли. Создаем новые технологии и материалы, системы управления и навигации для освоения Арктики и Северного морского пути», – поделился губернатор.

Важную роль в развитии судостроительной отрасли играют институты, финансирующие предприятия для выполнения программ государственного оборонного заказа, экспортных контрактов, проектов по модернизации и диверсификации производства. Ключевым кредитно-финансовым институтом для российского судостроения выступает Промсвязьбанк. С 2019 года объем кредитного портфеля ПСБ в этом сегменте вырос более чем на 200 млрд рублей. Для банка работа с предприятиями в сфере производства военно-морской техники и вооружений сейчас – одно из основных направлений: ПСБ оказывает всестороннюю поддержку сектору и инвестиционным проектам, в том числе, связанным с расширением производства, и в 2021 году планирует увеличить объемы бизнеса в отрасли не менее чем на 50%.

Стратегические соглашения в интересах отечественного судостроения

На МВМС ПСБ провел переговоры с крупнейшими предприятиями судостроения и подписал ряд стратегических соглашений, среди которых соглашение о сотрудничестве с АО «Корпорация морского приборостроения», в рамках которого ПСБ планирует предоставлять корпорации весь перечень финансово-банковских услуг и участвовать в реализации проектов и программ холдинга.

«Корпорация морского приборостроения» была создана в 2020 году. Представитель Минпромторга России Борис Кабаков назвал это событие «отдельным достижением прошлого года». По словам Кабакова, объединение четырех концернов – «Моринформсистема – Агат», ЦНИИ «Электроприбор», НПО «Аврора» и «Океанприбор» – привело к сохранению их научного потенциала, повышению кооперации и совершенствованию системы управления разработками.

«Финансовая поддержка позволяет отрасли стабильно развиваться, а предприятиям – наращивать производство, строить долгосрочные планы, инвестировать в модернизацию и техническое перевооружение. Мы готовы предоставить Корпорации морского приборостроения и ее концернам все необходимые ресурсы для реализации государственного оборонного заказа, проектов модернизации и диверсификации производства, разработки современных систем управления и оборудования в интересах отечественного судостроения», – заявил председатель ПСБ Петр Фрадков.

Банк активно реализует программы поддержки кадров. На полях МВМС состоялось подписание соглашения с национальной системой платежных карт «Мир». «Мы выходим на новые программы поддержки для сотрудников предприятий оборонно-промышленного комплекса. Предлагаем не только льготные ипотеки, но и обслуживание. В частности, подписано соглашение по выпуску универсальной карты сотрудникам ОПК. Она позволит иметь доступ к спектру услуг, необходимых именно для конкретного работника и его семьи», – сказал Петр Фрадков.

ГОЗ и ВТС

Международный военно-морской салон – знаковое мероприятие для отрасли, которое способствует продвижению продукции отечественного судостроения и росту портфеля заказов как по линии государственного оборонного заказа, так и по экспортным контрактам.

Главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов рассказал, что в результате тесного взаимодействия Минобороны РФ, Главного командования и научно-исследовательских организаций ВМФ, научных и проектных организаций, судостроительных и судоремонтных предприятий постоянно повышается оснащенность и готовность флота, возрастают его возможности по решению задач в морской и дальней океанской зонах. Заместитель Главнокомандующего ВМФ вице-адмирал Владимир Касатонов выразил благодарность судостроителям: «Мы освоили новые корабли, получили замечательную технику, которая позволяет флоту решать поставленные задачи». По словам вице-адмирала, «вся деятельность командования ВМФ направлена на создание сбалансированного по своим боевым возможностям флота».

В ходе МВМС-2021 было озвучено, что в настоящее время портфель экспортных заказов на военно-морскую технику составляет 5,5 млрд долларов. Он включает контракты на строительство кораблей и подводных лодок, поставку для них вооружения, средств берегового обеспечения и ведение инфраструктурных проектов.

«Сегодня идет активное обновление судостроительной отрасли: мы видим, как растут заказы у предприятий, верфи загружены практически на полную мощность, а уникальные технологии морского приборостроения обеспечивают конкурентоспособность отечественного военного и гражданского флота на мировом рынке», – уверен Петр Фрадков.

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 3 (68), 2021 г., Санкт-Петербург

Партнеры