Арктика и атомные ледоколы России

«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном…»

Михаил Ломоносов, XVIII век

Российское заполярье – это стратегическая морская артерия, связывающая Европу и Азию; жизненно важный путь к северным городам; источник месторождений – открытых и только предсказанных геологами.

 

Это фронт, готовый встретить стратегические бомбардировщики, летящие через полюс, и ракеты, стартующие из вод Северного Ледовитого океана.

За Полярным кругом работают крупные промышленные предприятия, причем одна только горнодобывающая компания «Норникель» дает два процента от всего ВВП страны.

Все факторы: история, экономика, география, политика требуют от России постоянного присутствия в водах Северного Ледовитого океана.

 

«Ленин» против «Сталина»

Отечественному ледокольному флоту более ста лет. Главным событием в его развитии стало появление ядерных корабельных энергоустановок. Атомный ледокол «Ленин» оказался в четыре раза мощнее самого сильного на тот момент советского ледокола «Иосиф Сталин». Благодаря «Ленину» продолжительность навигации в западном районе Арктики (между Мурманском и рекой Енисей) увеличилась с трех до одиннадцати месяцев.

В дальнейшем Советский Союз построил шесть крупных ледоколов типа «Арктики», последний из которых –  «50 лет Победы» был спущен на воду уже в нашем веке. Еще два ледокола стали совместным проектом СССР и Финляндии.

Третье тысячелетие началось с воплощения крупнейших проектов по добыче нефти и газа на Ямальском полуострове, в Обской губе и на прилегающих территориях. Теперь Россия планирует разработку шельфа Северного Ледовитого океана. Но срок эксплуатации советских атомных ледоколов подходит к концу. Им на смену приходит следующее поколение – проект 22220 ЛК-60Я (ледоколы мощностью в 60 МВт с ядерной силовой установкой).

 

В самое ближайшее время, в ближайшие годы движение по Северному морскому пути может стать круглогодичным

Владимир Путин, президент России

 

Атомные гражданские суда (Россия располагает еще и атомным лихтеровозом «Севморпуть») и суда, обеспечивающие деятельность атомных кораблей, находятся в распоряжении Федерального государственного унитарного предприятия «Атомфлот». А он, в свою очередь, входит в состав Госкорпорации «Росатом». Штаб-квартира «Атомфлота» расположена в Мурманске, помимо причалов, там действуют плавучие доки для ремонта ледоколов. Охраной пункта базирования занимается специальное морское подразделение Росгвардии.

Строятся атомные ледоколы нового поколения в Санкт-Петербурге, на Балтийском заводе, предприятии Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). 

 

Состояние «Атомфлота»

В строю остаются всего два ледокола советского проекта 10521: уже упомянутый «50 лет Победы» и «Ямал». Несмотря на то, что атомоходы принадлежат к одному проекту, у них разная ледопроходимость: сказывается разница в конструкции корпусов.

Ледокол «Ямал»

  • заложен на Балтийском заводе в 1986 г.
  • спущен на воду 4 октября 1989 г.
  • введен в эксплуатацию 27 октября 1992 г.

Характеристики:

  • полное водоизмещение 23 460 т
  • длина 148 м
  • ширина 30 м
  • осадка 11 м
  • мощность 55 МВт
  • способен пробивать лед до 2,25 м

Ледокол «50 Лет Победы»

  • заложен на Балтийском заводе в 1989 г.
  • спущен на воду 29 декабря 1993 г.
  • введен в эксплуатацию 23 марта 2007 г.

Характеристики:

  • полное водоизмещение 25 840 т
  • длина 160 м
  • ширина 30 м
  • осадка 11 м
  • мощность 55 МВт

В 1990-х годах из-за тяжелой экономической обстановки строительство ледокола было остановлено. В 2003 году работы возобновились. Конструкция носа «50 Лет Победы» была изменена, поэтому он обладает большей ледопроходимостью, чем «Ямал».

Еще в «Атомфлоте» работают два ледокола, построенных в Финляндии и дооборудованных на Балтийском заводе. Это суда проекта 10580 «Таймыр» и «Вайгач». В 1980-х годах Балтийский завод строил не только атомные ледоколы, но и боевые атомные корабли. Тогда было принято решение построить два ледокола в Финляндии, но все технологические процессы, связанные с атомными энергоустановками, провести в Советском Союзе.

 

Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач»

Характеристики:

  • водоизмещение 20 000 т
  • длина 152 м
  • ширина 30 м
  • осадка 8 м
  • мощность 35 МВт
  • способны пробивать лед в 1,77 м

Небольшая осадка позволяет этим ледоколам работать в устьях сибирских рек.

«Атомфлот» намерен максимально долго поддерживать в рабочем состоянии суда «Ямал», «50 Лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач».

 

атомные ледоколы

 

Современные российские ледоколы

Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 с инновационным оборудованием характеризуются ледопроходимостью в 2,9 – 3 м при скорости примерно в два узла.

Сейчас строятся четыре ледокола этого проекта, два из них достраиваются на плаву. Головной ледокол «Арктика» уже используется для проводки транспортов.

 

Круглогодичная навигация по Северному морскому пути при ледокольной поддержке может осуществляться уже сейчас. Вопрос в экономической эффективности этой навигации. Когда круглогодичная навигация станет возможной, зависит от сроков поставки газовозов нового поколения, имеющих большую ледопроходимость, а также от системы организации судоходства и ледокольной поддержки в восточном секторе Арктики, уровня подготовленности экипажей и их опыта ледовой навигации

Игорь Тонковидов, генеральный директор «Совкомфлота»

 

Ледоколы проекта 22220

Характеристики:

  • полное водоизмещение 33 500 т
  • длина в 173 м
  • ширина 34 м
  • мощность 60 МВт
  • способны пробивать лед толщиной до 2,8 м

Эти корабли способны изменять свою осадку от 8,5 до 10,5 м. Такая особенность позволяет им заходить в устья рек. Стоимость одного такого ледокола оценивается примерно в 50 млрд рублей.

В табл. 1 представлены краткие сведения о ледоколах проекта 22220.

В 2014 году строительство «Арктики» было приостановлено: Харьковский турбинный завод прекратил поставки турбогенераторов. Их производство пришлось налаживать на петербургском предприятии «Киров Энергомаш», который не производил турбогенераторы необходимой мощности больше четверти века. На заводе была произведена масштабная модернизация, однако срок сдачи корабля сдвинулся с 2017 на 2020 год. Потом на ледоколе произошла поломка одного из электродвигателей, и это снизило общую мощность корабля. Тем не менее, 3 октября 2020 года ледокол «Арктика» успешно дошел до Северного полюса. Это плавание стало окончанием государственных испытаний, и уже 21 октября 2020 года на ледоколе был поднят флаг.

К сожалению, ледоколы проекта 22220 не могут обеспечить круглогодичную эксплуатацию Северного морского пути. Поэтому в России идет работа над более мощным судном проекта 10510, также известным как ледокол «Лидер».

 

Ледокол «Лидер», который сейчас создают на судоверфи «Звезда», обеспечит круглогодичное судоходство в Арктике. Это будет революция в области организации мирового транспорта. За такими ледоколами может идти караван судов. Они способны двигаться со скоростью до 12 узлов по льду толщиной два метра. Мы рассчитываем, что благодаря новым ледоколам Северный морской путь, наконец, сможет дать конкурентные условия

Алексей Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики

 

Сверхмощные ледоколы

В России возводится суперверфь – судостроительный комплекс «Звезда». Предприятие находится в городе Большой Камень на Дальнем Востоке. Контракт на строительство там головного сверхмощного ледокола был подписан 23 апреля 2020 года, заказчиком стал «Атомфлот», исполнителем – компания «Звезда».

Резка стали для корабля началась 6 июля 2020 года. Официальная закладка была запланирована на 28 сентября, но ее не произошло. Иногда отсрочку связывают с тем, что руководство предприятия ожидает визита кого-то из государственных лиц или Единого дня закладки военных кораблей.

Стоимость строительства оценивается в 127 млрд рублей. Сдача не заложенного пока корабля планируется на 2027 год. А в 2023 году ожидается закладка еще двух таких ледоколов.

 

Ледокол проекта 10510

Характеристики:

  • водоизмещение почти 70 000 т
  • длина 209 м
  • ширина 47,7 м
  • осадка 11,5 м
  • мощность 120 МВт
  • способен пробивать лед до 4 м
  • скорость хода по чистой воде – 22 узла

У ледокола проекта 10510 нет аналогов. Он обладает исключительными техническими характеристиками. Атомоход способен прокладывать канал шириной до 50 м, и это позволяет осуществлять круглогодичную навигацию судов от 50 тыс. т, в том числе движение крупнотоннажных газовозов.

 

 

Перспективы «Атомфлота»

После 2030 года Россия намерена продолжить усиление атомного ледокольного флота. Вероятно, будут заказаны еще четыре ледокола – по два проектов 22220 и 10510.

Сейчас «Атомфлот» участвует в различных инфраструктурных и экономических инициативах, связанных с промышленными компаниями и транспортом. В числе действующих и запланированных проектов –  «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2», «Ворота Арктики», «Зерно Сибири», а также развитие новых портов и терминалов – порт Харасавэй, порт Енисей, терминал «Чайка», порт Бухта Север, порт Круглый, Дудинка и другие. Всё это совместные проекты с крупными промышленными компаниями – такими как «Газпром нефть», «Роснефть», «Новатэк», «Норникель», «ВостокУголь».

 

Строительство первого и второго серийных атомных ледоколов «Лидер» планируется начать в 2023 и в 2025 году со сроками ввода в эксплуатацию 2030 год и 2032 год соответственно

Алексей Беспрозванных, заместитель министра промышленности и торговли РФ

 

Уже действуют контракты «Атомфлота» на ледокольное обеспечение:

  • с ОАО «Ямал СПГ» – до 2040 года, на обеспечение вывоза 17,4 млн т СПГ в год
  • с ПАО «Газпром Нефть» – до 2025 года, на транспортировку 8,5 млн т сырой нефти в год
  • с ПАО «ГМК Норильский Никель» – до 2027 года, на перевозку 1,3 млн т цветных и благородных металлов, а также грузов обеспечения в год

Россия планирует увеличить общий грузопоток до 130 млн т в год. В 2020 году по Северному морскому пути были доставлены почти 33 млн т грузов. Следующие задачи: сократить время транспортировки до 10 дней и обеспечить круглогодичную навигацию, в том числе, в восточной части Арктики. Россия намерена сделать Северный морской путь альтернативой Суэцкому каналу.

Сегодня только Российская Федерация обладает технологиями, необходимыми для строительства крупных ледоколов, включая атомные. Страна жизненно заинтересована в создании этого вида кораблей, они обеспечивают экономическую и военную деятельность на заполярных территориях и в водах Северного Ледовитого океана.

Другие арктические страны (в том числе США и Канада) пока не способны производить корабли, сравнимые с российскими. А значит, первенство в освоении региона остается за Россией.

 

Автор - Дмитрий Болтенков

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№5 (70), 2021 г., Санкт-Петербург

Партнеры