Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Концепция. Стратегическая культура

Составил Иван Кузьмин

Стратегическая культура, представляющая собой совокупность исторического опыта, ценностей и убеждений, формирует подход государства к вопросам безопасности и обороны. Этот концепт, введенный исследователем Джеком Снайдером в конце 1970-х годов, подчеркивает, что восприятие угроз и реакция на них зависят от культурных и исторических контекстов. 

 

Что? Стратегическая культура – это совокупность разделяемых убеждений, норм и практик, которые формируют стратегическое поведение государства и влияют на процесс принятия решений. На нее также воздействуют исторический опыт, географические реалии, ценности и другие факторы, определяющие восприятие угроз и формулирование ответа на них государством.

Понимание стратегической культуры имеет прогностическую ценность, возможность предвосхитить действия больших социальных групп, в том числе, когда речь идет о проявлениях неприятия, агрессии или применения силы. Основная идея концепции заключается в том, что традиции, ценности, установки, модели поведения, привычки и исторический опыт определяют стратегическое поведение и фактическое формирование политики государства.

 

Короче... Стратегическая культура – это совокупность исторического опыта, ценностей и убеждений, которые определяют, как государство принимает решения в области безопасности и обороны.

 

Кто? Автором термина считается исследователь Джек Снайдер, который ввел это определение в конце 1970-х гг. Он использовал его для сравнения ядерных доктрин СССР и США, считая их продуктами исторических, организационных и политических контекстов, а также ограничений технического характера. Снайдер считает, что элиты со временем формируют стратегическую культуру, свойственную конкретному государству, на которую, помимо прочего, влияет и общественное мнение. В результате совмещения этих разнообразных факторов и возникает набор убеждений, подходов и закрепившихся норм поведения в сфере ядерной стратегии.

 

Пример 1. Снайдер утверждал, что разные культурные контексты заставляли лиц, принимавших решения в США и СССР, задавать разные вопросы о ядерной стратегии и вырабатывать уникальные ответы на возникавшие угрозы. Он утверждал, что стратегическая культура имеет «полупостоянный» характер и что новые вызовы страны оценивают не объективно, а скорее через призму восприятия, сформировавшегося в прошлом. По его мнению, советские военные отдавали предпочтение превентивному, наступательному применению силы. Снайдер считал, что истоки такого поведения можно найти в российской истории, демонстрирующей, что Москва часто оказывалась в условиях угрозы своей безопасности.

 

Пример 2. Несмотря на то, что Германия исторически выступает крупнейшей европейской державой и имеет глубоко укоренившиеся военные традиции, сегодня ее стратегической культуре свойственен «антимилитаризм», сформировавшийся по итогу Второй мировой войны. В результате в сознании немцев закрепилась «культура сдержанности», характеризующаяся избеганием применения военной силы и действий на международной арене в одиночку. В этом контексте некоторые эксперты даже говорят об отсутствии у Берлина собственной стратегической культуры. Хотя за последнее время отношение политических элит и граждан Германии к военной силе значительно изменилось, «культура сдержанности» все еще продолжает оказывать влияние на формирование политики безопасности страны, замедляя реализацию масштабных реформ, которые канцлер Олаф Шольц назвал «поворотным моментом» немецкой внешней политики.

Источники:

  • Алексеева Т. А. Стратегическая культура: эволюция концепции // Полис. Политические исследования. 2012. №5. С. 130–147.
  • Gray C. 1981. National Style in Strategy: The American Example. International Security, Fall, vol. 6, №2.
  • Mearsheimer J. The Tragedy of Great Power Politics. NY: W.W. Norton, 2001.
  • Wendt A. 1995. Constructing International Politics. International Security, vol. 20, №1.

 

Цитата

«Изучение стратегической культуры... должно помочь нам лучше понимать самих себя, лучше понимать других и (что не менее важно) лучше понимать, как другие интерпретируют нас».

Колин Грэй, профессор международных отношений и стратегических исследований Университета Рединга

 

+ Изучение стратегической культуры позволяет глубже понять, почему государства принимают определенные решения в сфере безопасности и внешней политики, а также быть готовыми к реагированию на них. Знание стратегической культуры оппонентов и союзников может способствовать разработке более эффективной и целенаправленной внешней политики, а также увеличивать эффективность дипломатии.

 

— Исследовать стратегическую культуру с научной точки зрения представляется сложной задачей. Это связано с тем, что составляющие ее понятия – стратегия и культура – абстрактные и зачастую эмоционально окрашенные категории. Помимо этого, на стратегическую культуру могут оказывать влияние и технические факторы (например, если речь идет о стратегической культуре в сфере ядерной стратегии). Поэтому изучение стратегической культуры – это сложный и многогранный процесс, требующий глубокого понимания как абстрактных, так и конкретных факторов.

 

= Понимание стратегической культуры важно для долгосрочного планирования государственной политики. Изучение этого концепта позволяет выявлять основополагающие факторы, которые формируют поведение на международной арене, а также прогнозировать возникающие риски и угрозы и эффективно реагировать на них.

 

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 4 (87), 2024 г., Санкт-Петербург