Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Оборонно-промышленный комплекс Ирана

Автор Юрий Лямин 

Иранская оборонная промышленность привлекает к себе все больше внимания. Несмотря на многолетние санкции, эта страна создала крупный оборонно-промышленный комплекс (ОПК), который сейчас обеспечивает большую часть потребностей собственных вооруженных сил и все активнее экспортирует свою продукцию.

 

 

Этапы формирования

Иранский ОПК имеет нетривиальную структуру, что связано с особенностями его развития. Современная военная промышленность стала создаваться во время правления шаха Резы Пехлеви в 1920-х – начале 1940-х гг., когда с привлечением европейских технологий началось активное строительство базовых для любой военной промышленности заводов и фабрик, организовывалось производство стрелкового оружия, были построены пороховой, патронный, снарядный заводы и пр.

Уже во время холодной войны, после свержения правительства премьер-министра Мохаммада Моссадыка в результате организованного спецслужбами США и Великобритании переворота в 1953 г., Иран под властью шаха Мохаммада Резы Пехлеви становится одним из столпов британской и американской политики в регионе, и ему начинают оказывать масштабную военную помощь. Эта помощь, а также последовавшие по мере увеличения доходов иранского бюджета от экспорта нефти массированные закупки вооружений и военной техники за рубежом привели к созданию в Иране крупных предприятий по техническому обслуживанию и ремонту закупленных вооружений и техники, а также к массовому привлечению в Иран иностранных специалистов.

 

В условиях, когда стремящиеся к мировому господству силы расширяют ареал своего влияния, когда мы не видим в них абсолютно никаких следов милосердия и жалости, когда они под предлогом борьбы с терроризмом бросают бомбы на больницы и жилища людей, топя невинных в крови и страданиях, и при этом не держат ответ ни перед одной организацией в мире, нужно повышать обороноспособность и могущество страны, чтобы эти мировые гегемоны увидели в этом угрозу для себя

Али Хаменеи, аятолла, верховный лидер Исламской республики Иран (при посещении экспозиции достижений иранской оборонной промышленности в 2016 г.)

 

В 1963 г. государственные военные предприятия в Иране были объединены в Организацию военной промышленности, которая находилась под контролем военного министерства, в последующие годы начали создаваться и другие государственные промышленные объединения ОПК. Шах Мохаммад Реза Пехлеви не жалел денег на покупку иностранных вооружений и по возможности старался организовать их лицензионное производство в самом Иране: от выпуска по лицензии стрелкового оружия в виде немецких штурмовых винтовок G3, пулеметов MG3, пистолет-пулеметов MP5 и пр. до строительства завода для организации сборки в стране американских вертолетов Bell 214 и т.д.

Однако тогда производство обеспечивалось благодаря потоку иностранных комплектующих и работе в Иране многих тысяч иностранных специалистов, в первую очередь из США. Ситуация резко изменилась вскоре после свержения шаха в 1979 г. в ходе Исламской революции, разрыва отношений между Ираном и США и последующего начала восьмилетней ирано-иракской войны 1980–1988 гг.

Многие предприятия иранского военно-промышленного комплекса после отъезда из страны американских и прочих западных специалистов и прекращения поставок западных комплектующих фактически остановились или работали в ограниченном режиме, не обеспечивая потребностей воюющей страны. В то же время после Исламской революции наряду с Армией появилась параллельная регулярная военная структура – Корпус стражей исламской революции (КСИР). Все это вносило еще большую сумятицу в процессы военного снабжения.

Параллельно с внутриполитическими потрясениями 1980-х гг. началась реорганизация всей оборонной промышленности, ее восстановление и переориентации на самообеспечение, а также поиск новых партнеров среди дружественных стран с целью получения необходимых военных технологий и пр. Таковыми партнерами для иранской оборонной промышленности в 1980-х гг. стали в первую очередь Китайская народная республика (КНР) и Корейская народно-демократическая республика (КНДР), а затем, уже в 1990-х гг., и Россия.

В составе собственно Армии и КСИР на базе ремонтных предприятий стали возникать организации джихада исследования и самообеспечения, которые занялись разработкой новых вооружений и модернизацией имеющихся на основе тех задач, которые необходимо было решать на фронте. Дорабатывалась техника, уже имеющаяся в войсках, использовались комплектующие и технологии с гражданского рынка.

Окончательно основы структуры ОПК Ирана сложились уже после окончания ирано-иракской войны, когда для централизованного обеспечения и поддержки всех Вооруженных сил Исламской Республики Иран (ВС ИРИ) в 1989 г. вместо отдельных министерства обороны, занимавшегося обеспечением Армии, и министерства КСИР, занимавшегося обеспечением КСИР, было создано единое министерство обороны и материально-технического обеспечения (поддержки) ВС ИРИ.

Ракета «Фаттах-2» (Fattah-2) с гиперзвуковым планирующим боевым блоком‎

Необходимо особо отметить, что роль иранского министерства обороны разительно отличается от роли российского, так как первое не занимается вопросами непосредственного управления вооруженными силами. Верховный лидер (рахбар) Ирана, который является Верховным главнокомандующим ВС ИРИ, напрямую назначает все руководство Армии, КСИР, а также полицейских Сил охраны правопорядка. При этом высшим органом военного управления и координации работы Армии, КСИР и Сил охраны правопорядка в вопросах обороны выступает отдельный Генеральный штаб ВС ИРИ, начальник которого тоже назначается верховным лидером и подчиняется только ему. Соответственно, иранское министерство обороны занимается вспомогательными функциями, как то обеспечение вооруженных сил всем необходимым, участие в разработке военного бюджета, руководство основными государственными организациями ОПК, развитие военно-технического сотрудничества с другими странами, медицинское и социальное обеспечение военнослужащих и т.д.

Основную часть иранского ОПК составляют огромные государственные вертикально интегрированные структуры, находящиеся под прямым контролем министерства обороны. В то же время в составе непосредственно Армии и КСИР существуют собственные структуры, занимающиеся разработкой новой техники, а также ремонтом и модернизацией существующей. В сферу ВПК привлекаются и различные частные компании, в первую очередь в качестве поставщиков различных комплектующих и компонентов, хотя они могут выполнять и заказы от тех же Армии и КСИР.

При этом в условиях ограниченных ресурсов (по сравнению с потенциальными противниками в виде США и их союзников) Иран в последние два десятилетия сосредоточил свое основное внимание на разработке и производстве вооружений, подходящих для иранской стратегии «асимметричной обороны». Это привело к приоритету программ по разработке и производству баллистических и крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), гранатометов и противотанковых ракетных комплексов (ПТРК), легких ракетных и торпедных катеров, береговых ракетных комплексов, высокомобильных зенитных ракетных комплексов (ЗРК), противотанковых, противопехотных и морских мин и т.п. Напротив, дорогостоящие программы по созданию истребителей, танков и т.п. не были в числе приоритетов и финансировались фактически по остаточному принципу.

 

Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.