Авторы Александра Григоренко, Иван Кузьмин
Люди играют в игры. Наше поведение в лучшем случае обусловлено правилами игры и в любом случае – стремлением выиграть. Такова социальная природа человека. От детских казаков-разбойников до взрослых стратегий игра продолжается. Геймификация – неоднозначное и широко обсуждаемое явление современности.
Традиционные военные игры, такие как, например, шахматы, возникли тысячи лет назад. Да-да, изначальные шахматы – это именно военно-стратегическое моделирование. Историками обнаружено множество упоминаний древних версий этой игры, и во всех случаях в контексте армии. Одна из ранних форм шахмат игра Чатуранга возникла в Индии около VI века. Это была популярная военная игра для четырех игроков, в которой присутствовало несколько важнейших аспектов современных шахмат. Чатуранга – санскритское название типа боевого построения, упоминается в Махабхарате. Другое упоминание найдено в эпическом трактате об основателе Сасанидской персидской империи, где игра в Чатранг значится как одно из достижений легендарного героя Ардашира I, основателя империи. Китайская же легенда гласит, что шахматы были изобретены около 200 г. до н. э. полководцем Хань Синем, который придумал игру как симулятор битвы. Вскоре после победы игра была забыта, но вновь появилась в VII веке.
Единой версии о происхождении современных шахмат не существует, но точно известно, что шахматное поле отображало поле боя. Игра была не просто развлечением, но инструментом для обучения стратегии и аналитическому мышлению. Проводя многочисленные партии на черно-белом поле, государственные деятели и военачальники тренировали навыки защиты и нападения.
В XIX веке, когда зарождались современные армии национальных государств, широкое распространение получили военные симуляции. Прусское командование активно внедряло так называемый «Kriegsspiel», что буквально переводится как «военная игра».
Большинство форм «Kriegsspiel» включали в себя две и более команд игроков и одного судью, собиравшихся вокруг большой карты, изображавшей поле битвы. Каждая из сторон отвечала за командование воображаемой армией, изображенной на карте с помощью небольших блоков или фигур. Блок представлял собой войсковое формирование, например, артиллерийскую батарею. Командование войсками осуществлялось с помощью записи действий на бумаге, которая передавалась судье. Он, в свою очередь, отвечал за зачитывание приказов и перемещение фигур по карте. Результаты боя зачастую определялись именно его решением.
Внедряя военные симуляции, прусские военачальники стремились добиться от игры максимального реализма: им важно было не победить друг друга, а добиться ситуации, в которой игра оказалась бы максимально приближенной к реальным боевым действиям. Победа во франко-прусской войне продемонстрировала успешность подхода Пруссии к военному строительству, поэтому другие страны начали заимствовать у нее многие идеи, в том числе внедрять военные игры.
К концу XIX века этот метод становится неотъемлемой частью военной подготовки, в том числе в профессиональных учебных заведениях. Например, в 1894 году Военно-морской колледж США сделал военные игры обязательным элементом образовательной программы.
На третьем году Второй мировой войны в структуре военно-морских сил Великобритании было создано тактическое аналитическое подразделение Western Approaches Tactical Unit (WATU), которому было поручено разработать способ противодействия немецким подводным лодкам. Союзники несли серьезные потери в Атлантике, и им было необходимо найти метод противодействия немецким силам.
Подразделением руководил капитан Гилберт Робертс. Состояло оно из молодых девушек Женской вспомогательной службы ВМС. WATU прославилось тем, что использовало военные игры для моделирования морских сражений. Используя модели и схемы, подразделение воссоздавало движение кораблей и подводных лодок, а участники игры выступали в роли командиров и испытывали различные тактические приемы. Эти симуляции привели к разработке новых тактик, которые в итоге были использованы в ходе реальных боевых действий.
Работа WATU оказала значительное влияние на ход битвы за Атлантику. Тактика, разработанная подразделением, помогла переломить ход борьбы с немецкими подводными лодками и способствовала окончательной победе союзников на этом важнейшем театре боевых действий.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.