Автор Максат Камысов
Обострившаяся обстановка на международной арене в последние годы способствует росту напряжения между мировыми державами по всем направлениям – растут оборонные бюджеты, возвращается блоковое мышление, диалог сменяется воинствующей риторикой. Однако сушей, морем и воздухом дело не ограничивается – в новостную повестку все чаще проникает проблема вепонизации космоса, то есть превращения его в пространство для размещения вооружений.
В феврале 2024 года глава комитета Палаты представителей США по разведке Майк Тернер заявил, что комитет проинформировал Конгресс США о «серьезной угрозе национальной безопасности». Ясность на следующий день после этого заявления внес координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности (СНБ) США Джон Кирби, который сообщил, что Россия занимается разработкой противоспутникового оружия. На фоне этих заявлений президент США Байден распорядился провести дополнительные брифинги для лидеров Конгресса, установить прямое дипломатическое взаимодействие с Россией, союзниками и партнерами, а также с другими странами, интересы которых могут быть затронуты.
В Кремле же на сообщения американских представителей отреагировали критически, заявив, что они не соответствуют действительности, и добавили, что следят за развитием ситуации.
Новый виток событий, связанных с потенциальным российским противоспутниковым оружием, состоялся в мае текущего года, когда представитель Пентагона Патрик Райдер заявил, что Россия запустила на низкую околоземную орбиту спутник, который «скорее всего» несет вооружения, «предположительно, способное атаковать другие спутники». Российская сторона в свою очередь сообщила, что действительно накануне заявления осуществляла космический пуск «в интересах» военного ведомства – была запущена ракета-носитель «Союз-2.1б» с космическими аппаратами на борту, однако в ведомстве не уточнили, какое оборудование было выведено на орбиту. В министерстве обороны отметили, что воздушно-космические силы регулярно проводят запуски «Союза-2.1б».
Гонка вооружений в космическом пространстве превратилась из теоретической в реальную возможность – перспективу с потенциально катастрофическими последствиями
Антониу Гутерриш, Генеральный секретарь ООН
В Москве также заявили, что Россия действует «абсолютно в соответствии с международным правом», и сообщили, что заявления представителей США не меняют российский курс в отношении освоения космического пространства. Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков отметил, что если бы США «реально были заинтересованы в том, чтобы безопасность, в том числе космической деятельности, укреплялась, они могли бы пересмотреть свой деструктивный подход применительно к серии российских предложений в этой области». Прежде всего, речь шла о российском предложении по разработке договора о прекращении гонки вооружений в космическом пространстве.
Об этом заместитель министра упомянул неспроста – еще одна «космическая схватка» между Россией и США проходила в этом году на площадке Совета Безопасности ООН. В марте 2024 года США и Япония внесли на рассмотрение СБ ООН проект резолюции о недопущении размещения ядерного оружия в космосе и запрете разработки подобных вооружений. В проекте содержался призыв к государствам снова подтвердить взятые ими ранее на себя обязательства в рамках Договора о космосе 1967 года – единственного действующего договора, ограничивающего размещение вооружений в космосе, а также взять на себя новые. Под последними США и Япония подразумевали включение положения, обязывающего страны «не разрабатывать ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения специально для того, чтобы разместить их на орбите».
Представляя проект резолюции, постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд заявила, что «любое размещение ядерного оружия на орбите вокруг Земли было бы беспрецедентным, опасным и недопустимым», и в этом ее российские коллеги, вероятно, были с ней согласны, но не были согласны в другом.
Мир только начинает понимать катастрофические последствия ядерного взрыва в космосе. Это может привести к уничтожению тысяч спутников, которыми управляют страны и компании по всему миру, и вывести из строя жизненно важные коммуникационные, научные, метеорологические, сельскохозяйственные, коммерческие службы и службы национальной безопасности, от которых мы все зависим
Линда Томас-Гринфилд, постоянный представитель США при ООН
При вынесении проекта на голосование Россия воспользовалась правом вето и заблокировала его принятие. Представители российской стороны посчитали, что американо-японский проект «носит политизированный и оторванный от реальности характер». Среди недостатков проекта также отметили недостаточную проработку на экспертном уровне и отсутствие обсуждения на профильных международных площадках, посвященных вопросам контроля над вооружениями и разоружению.
Последний пункт также стал очень чувствительным для российской стороны, поскольку принятие резолюции, по мнению МИД РФ, создало бы прецедент, «подрывающий деятельность не только Совета Безопасности ООН, но и соответствующих форумов, включая Первый комитет ГА ООН, Конференцию по разоружению, Комитет ООН по космосу». Впоследствии российская сторона заявила о намерении внести в СБ ООН собственный проект резолюции, который «будет учитывать результаты обсуждения американо-японского документа, а также имеющиеся наработки по данной тематике, одобренные подавляющим большинством государств-членов ООН».
И действительно, в мае 2024 года Россия и Китай внесли в СБ ООН собственный проект резолюции, который, впрочем, не удалось принять: «за» проголосовали семь стран-участниц СБ, «против» – семь стран-участниц, одна страна – воздержалась. По сообщению российской стороны, проект учитывал предложения США и Японии, однако имел принципиальное отличие – «всеобъемлющий характер».
Предложенный Москвой и Пекином проект состоял из преамбулы и 10 пунктов, ключевой из которых призывал «принять экстренные меры, чтобы предотвратить размещение вооружений в космосе и угрозу применения силы в космосе, а также из космоса по Земле и с Земли по объектам в космосе». Такая формулировка была выбрана с целью введения запрета на размещение в космосе не только ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения (что в целом уже запрещает Договор о космосе 1967 года), но и обычных вооружений.
Москва и Пекин также предложили разработать посредством переговоров «соответствующие надежно проверяемые и юридически обязывающие многосторонние соглашения». Тем не менее, резолюция была отвергнута членами Совета безопасности.
Кому за кем не угнаться
Итак, последняя на текущий момент попытка предотвратить гонку вооружений в космосе закончилась неудачей. Однако что к этому привело и в чем заключается необходимость дополнительного регулирования при наличии действующего Договора о космосе? Отвечая кратко, можно сказать, что актуализация назрела в связи с технологическим прогрессом. Международное регулирование космического пространства и его «сохранение в качестве зоны общей безопасности, свободной от любого военного противостояния» нуждается в пересмотре.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.