Станислав Михайлович Иванов,
ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук
Ситуация на Ближнем Востоке, говоря шахматным языком, близка к патовой. Ни одна из сторон обострившегося конфликта не намерена уступать, велико влияние, если не сказать вмешательство со стороны внешних сил (Иран, США). Палестинцы сектора Газа, ЗБРИ, как и мирные жители Ливана, Йемена, продолжают оставаться заложниками радикальных исламистских группировок и их внешних спонсоров.
Среди членов Совета Безопасности ООН также нет единых подходов к справедливому решению палестинской проблемы. В нынешних условиях весьма сложной международной обстановки рассчитывать на возобновление деятельности квартета по ближневосточному урегулированию в составе ООН, ЕС, США и РФ не приходится.
Точки отсчета
Резко дестабилизировали ситуацию на Ближнем Востоке события 7 октября 2023 г. Массированный ракетный обстрел территории Израиля со стороны сектора и вторжение боевиков палестинских радикальных группировок ХАМАС и «Исламский джихад» (последняя запрещена в РФ) в приграничные районы на юге Израиля в очередной раз нарушили затишье в длительном противостоянии.
Ответная военная операция Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) «Железные мечи» и блокада сектора Газа не только обернулись новой масштабной трагедией для палестинцев и израильтян, но и спровоцировали вмешательство в этот конфликт ливанской военно-политической группировки «Хезболла» и йеменской «Ансар Аллах». За счет этого театр военных действий в регионе существенно расширился. Израиль предпринял новую военную операцию на юге Ливана, наносит регулярные ракетно-бомбовые удары по территории Ливана и Сирии. В ответ на нападения йеменских хуситов на морские суда в Красном море и Аденском заливе ВВС США и Великобритании также наносят удары по военным объектам «Ансар Аллах» в Йемене.
Параллельно с этими событиями на Ближнем Востоке обострился и ирано-израильский конфликт, который может не только перерасти в большую войну между двумя региональными державами, но и втянуть в нее США и другие страны.
Одной из главных причин эскалации ближневосточного конфликта стала поддержка Ираном упомянутых выше антиизраильских негосударственных акторов в регионе, которые принято считать иранскими прокси-силами.
Истоки ирано-израильского конфликта восходят к 1979 г., когда лидер исламской революции и основатель Исламской Республики Иран (ИРИ) аятолла Хомейни провозгласил антисионистскую (антиизраильскую) политику, чтобы поднять авторитет Ирана в арабских и мусульманских странах. Израиль был назван общим для всех мусульман врагом, что, по мнению иранских аятолл, должно было сплотить в борьбе с ним основные течения ислама: суннитов и шиитов. Власти Исламской Республики Иран в своей внешней политике взяли курс на экспорт исламской революции в регионе и уничтожение Израиля, который они называли «сионистским образованием». Хомейни открыто призывал к организации новой палестинской интифады (восстания). Эти действия Тегерана со временем превратились в самый серьезный идеологический и военно-политический вызов руководству Израиля.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.