Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Креативная помощь Пентагона

Автор Александр Ермаков

В конце апреля 2024 года президент США Дж. Байден подписал законопроект о крупном пакете дополнительных бюджетных расходов. Из-за внутриполитических противоречий его принятие затянулось на полгода относительно планов президентской администрации. В СМИ его в первую очередь называли пакетом военной помощи Украине и Израилю, но фактически он стал одной из крупнейших по объемам мер по обеспечению модернизации американского военно-промышленного комплекса в условиях ограничения бюджетных расходов.

Оковы

Деньги, выделяемые в США на оборонные статьи бюджета, всегда сколь огромны, столь и недостаточны для потребностей Пентагона. Полностью контрактная большая армия, базирование по всему миру, целый ряд идущих одновременно военных конфликтов (даже порой не очень заметных в новостях), дорогостоящее вооружение… Сколь бы ни был велик «кусок масла», выделяемый Конгрессом, «ломоть хлеба» ему не уступает. Отсюда и традиционное желание «вывести» в сторонние статьи расходов, за пределы основного оборонного бюджета, все что возможно.

Особенно сильно обостряется проблема в годы ограничений бюджетных расходов. Сейчас в очередной раз начинается подобный период: в июне 2023 года вступил в силу «Закон о бюджетной ответственности», который призван хотя бы немного уменьшить объемы госдолга США (фактически Белый дом и демократическая партия заключили сделку с республиканцами). Перипетии внутренней политики Штатов находятся за границами обсуждаемой темы. В данном случае нас интересует, что законодательно в США закреплено ограничение роста оборонного бюджета на следующий 2025 финансовый год (который начнется 1 октября 2024 года): не более чем на 1% относительно утвержденного бюджета текущего 2024 финансового года. Таким образом, согласно текущему проекту, объем следующего бюджета Пентагона должен составить 849,8 млрд долларов. Хотя цифра кажется (и в целом является) астрономической, фактически это снижение оборонных расходов, особенно на закупку вооружений – нельзя забывать о непривычно высокой для Штатов постковидной инфляции и росте денежного довольствия.

 

На самом деле, когда мы платим аэрокосмическим и оборонным компаниям за создание инструментов для повышения производительности, мы боремся против Китая. Это борьба, которая снабжает наше министерство обороны, а не Украину

Майк Гарсия, член Палаты представителей (республиканец от штата Калифорния)

 

При этом перед американскими вооруженными силами стоит ряд амбициозных и затратных задач. Широко их можно объединить под общим направлением модернизации и перестройки для противостояния с Китаем. Именно эти направления в условиях ограничений получают прямое и надежное финансирование. Проявляется это во всем – например, существуют региональные «инициативы по сдерживанию» (Deterrence Initiative): комплексные разделы бюджета, в которые входит модернизация инфраструктуры в регионе, развертывание экспедиционных сил, учения с союзниками. На тихоокеанскую инициативу, несмотря на известную ситуацию на «восточном фланге НАТО», американские военные на следующий год запросили втрое больше, чем на европейскую. При этом разрыв между ними растет уже не первый год.

Интересам обеспечения технического превосходства американского оружия над китайским к моменту вероятного столкновения приносится в жертву текущая боеспособность – не первый год американский флот списывает больше кораблей, чем заказывает (10 против шести), а военно-воздушные силы отправляют на «авиационные кладбища» больше самолетов и вертолетов, чем покупают (250 против 60).

Отчасти планы по сокращению в проектах бюджета традиционно не поддерживает Конгресс, призывающий, например, подольше задержать на вооружении истребители пятого поколения F-22A «Раптор» (ВВС запросили списание 32 машин ранних выпусков, используемых преимущественно для обучения). Мотивируется это необходимостью концентрации финансирования на разработке и создании перспективных систем вооружения. Тот же «Раптор» предлагается снять с вооружения уже в начале 2030-х годов, заменив его на создаваемый в рамках программы NGAD истребитель шестого поколения.

 

Когда дело доходит до боеприпасов, не заблуждайтесь: мы покупаем на пределе промышленной базы, хотя и расширяем эти пределы, и мы продолжаем преодолевать бюрократические препоны и ускорять сроки

Доктор Кэтлин Хикс, заместитель министра обороны США

 

Рост китайских стратегических ядерных сил и переход в целом к «эпохе противостояния великих держав» способствует полной поддержке модернизации американской ядерной триады, которая затронет все компоненты: одновременно ведутся дорогостоящие программы по созданию новой межконтинентальной баллистической ракеты LGM-35A «Сентинел» шахтного базирования, авиационной крылатой ракеты AGM-181 LRSO, начаты испытания стратегических бомбардировщиков B-21 «Рейдер», находятся в строительстве первые новые ракетные субмарины типа «Колумбия». Несмотря на то, что ранее многие эти программы находились под угрозой закрытия из-за дороговизны и нецелесообразности, как казалось, крупных вложений в ядерное оружие (предлагалось даже уйти от триады, полностью отказавшись от наземных МБР или авиационных стратегических крылатых ракет), сейчас они в безопасности, хотя те же «Сентинелы» и «Колумбии» даже на нынешней ранней стадии выбиваются из бюджета и сроков. Даже инициированная в свое время Д. Трампом и не поддерживаемая нынешним Белым домом программа разработки морской ядерной крылатой ракеты SLCM-N пока получает поддержку законодателей.

Но откуда, если мощное финансирование получают в основном «китайская» тематика и долгосрочные программы модернизации, взять средства на возникшие в последние годы незапланированные расходы? А они велики: хотя в Украину почти не поставляется наиболее современная американская техника, все же отправлено большое количество боеприпасов. Требует поставок боеприпасов и Израиль, ведущий войну в секторе Газа и балансирующий на грани войны с ливанской Хезболлой и Ираном. Совершенно неожиданное и незапланированное противостояние с йеменскими хуситами, хотя оно мало освещается в СМИ и не принесло заметных потерь, обошлось в миллиарды, которые потребуются на закупку новых зенитных ракет.

 

Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.