Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Мировой рынок современных крупных десантных кораблей

 

Предложения на рынке крупных десантных кораблей

Соединённые Штаты

США первыми совершили шаг в формировании облика УДК как гибрида десантного вертолётоносца и ДТД (когда были созданы корабли типа Tarawa), однако сейчас американцы решили отказаться от данной концепции в чистом виде. Новые корабли типа America, cпроектированные для замены кораблей типа Tarawa и также классифицируемые как LHA (УДК), не имеют доковой камеры и поэтому по сути являют собой возвращение к типу десантного вертолётоносца, хотя и сохраняют значительные возможности по перевозке грузов­ и техники. Высадку десанта с кораб­лей America предполагается вести исключительно авиационным способом с помощью конвертопланов MV-22B и тяжёлых транспорт­ных вертолётов CH-53K с обеспечением поддержки с воздуха боевыми вертолётами AH-1Z и самолётами вертикального взлёта и посадки (СВВП) F-35B. Всего корабль должен обеспечивать постоянное базирование до 23 СВВП F-35B. Стандартная авиагруппа America должна состоять из 10 F-35B, 12 MV-22B, 4 СН-53К, 4 МН-60S и 8 AH-1Z1. Корабли типа America мыслятся в качестве основы экспедиционных ударных групп (Expeditionary Strike Group), которых планируется иметь 11: каждая должна включать 1 УДК (Wasp или America) и 2 десантных корабля-дока (один LPD и один LSD), на которые и возлагаются основные задачи по перевозке и десантированию техники. Каждая группа должна иметь на борту экспедиционный батальон морской пехоты2.

Новый УДК во многом является развитием кораблей типа Wasp, его полное водоизмещение достигнет 45 000 т, а десанто­вместимость составит 1687 человек. Газотурбинная энергетическая установка (ЭУ) корабля аналогична УДК Makin Island, но имеет два дополнительных электромотора малого хода.

Следует отметить, что в военно-морском руководстве США нет единого мнения по поводу упразднения дока на кораблях типа America и высказывалась критика по этому поводу3. Тем не менее в 2007 г. Northrop Grumman был выдан контракт стоимостью $2,4 млрд на строительство головного корабля LHA 6 America, заложенного в 2009 г. на верфи Ingalls Shipbuilding в Паскагуле со сроком сдачи в 2013 г. Первоначально планировалась постройка пяти единиц нового типа, но, видимо, фактически серия ограничится тремя кораблями с вводом их в строй к 2019 г. В дальнейшем, возможно, корабли типа America послужат основой для разработки перспективных УДК программы LH(X), которыми с 2020 г. планируется заменять корабли типа Wasp.

Как было сказано, переброска и высадка грузов и техники американцами сейчас возлагаются на специализированные ДВКД, рассматриваемые в качестве своего рода кораблей «второго эшелона» после высадки десанта с УДК. С 2000 г. в США ведется строительство ДВКД типа San Antonio, заменяющих корабли типа Austin. Постройку осуществляет Northrop Grumman на принадлежащих ей верфях Ingalls Shipbuilding и Avondale Shipyard, стоимость одного корабля составляет от $1,4 до 1,7 млрд. С 2006 г. введено в строй уже 5 единиц (LPD 17 – LPD 21), еще 4 находятся в постройке (LPD 22 – LPD 25), а всего планируется иметь 10 или 11 кораблей к 2014 г. ДВКД типа San Antoniо представляют собой крупные корабли полным водоизмещением 25 000 т с дизельной ЭУ. В архитектуре корабля применена технология Stealth. Корабль способен перевозить 704 человека и значительное количество техники и штатно оснащен госпиталем. В доковой камере размещаются два КВП типа LCAC, а в ангаре – два вертолёта СН-46 или один СН-53Е, или один конвертоплан MV-22B4.

Для замены нынешних американских ДТД намечается с 2020 г. начать постройку перспективных ДТД программы LSD(X) общим количеством 11–12 единиц. Полное водоизмещение корабля оценочно составит 22 000 т, предварительная стоимость – в $1,2 млрд за единицу5.

Следует отметить, что все вышеуказанные корабли ВМС США представляют интерес главным образом как наиболее передовые и совершенные единицы современного развития класса десантных кораб­лей, поскольку они не предлагаются на экспорт и в принципе не имеют экспортных перспектив ввиду соответствия специ­фи­ческим американским требованиям и высокой стоимости. В то же время выводимые из состава ВМС США старые корабли-доки находят определенный спрос. Бразилией были в 1990 г. арендованы два бывших американских ДТД типа Thomaston, Тайвань в 1999 г. получил ДТД LSD 38 Pensacola, а Индия в 2006 г. приобрела ДВКД LPD 14 Trenton.

 Французский Mistral

Создание УДК типа Mistral, сочетающего функции десантного вертолётоносца, корабля-дока и корабля управления, считается одним из крупных достижений французского военного кораблестроения последних лет. Проект был разработан в 1990-е гг. французским судостроительным объединением DCN (с апреля 2007 г. – DCNS).

Корабли типа Mistral авианосной архитектуры полным водоизмещением 21 300 т являются своего рода уменьшенным вариантом классических американских УДК. Два построенных для французских ВМС корабля этого типа – Mistral и Tonnerre – имеют высокую степень автоматизации, проектировались в значительной мере по коммерческим нормативам и впервые в мире из крупных боевых единиц оснащены электроэнергетической установкой и винторулевыми движителями. На кораб­лях размещается до 500 человек десанта в необычно высоких условиях обитаемости (2-, 4- и 6-местных каютах), а помещения для штабов могут вмещать до 200 сотрудников. Возможности по перевозке техники составляют 110 единиц, при этом до 13 основных танков. Имеется госпиталь на 89 коек. В доке возможно размещение четырёх десантных катеров типа LCM, либо двух американских КВП LCAC, либо двух катеров L-CAT катамаранного «водопрорезающего» типа. В ангаре возможно постоянное базирование восьми вертолётов NH90 либо шести NH90 и четырёх бое­вых­ Tiger. Максимальная вертолётовместимость в 16 машин достигается путем размещения еще шести машин на штатных взлётно-посадочных полосах на палубе.

В целом Mistral представляет собой сбалансированный проект корабля под конкретные французские требования – экспе­диционный корабль для длительных действий­ в удалённых водах, включая использование в качестве корабля управления, при минимальных требованиях к «бое­вой­ составляющей». По сути, это корабль «мирного времени» и полицейских акций. Поиск технических компромиссов и многоцелевой характер проекта привели к тому, что и десантный, и авианесущий потенциал корабля относительно невелики6.

Строительство Mistral и Tonnerre было заказано DCN в 2000 г. по контракту стои­мостью 685 млн евро и осуществлялось арсеналом в Бресте совместно с верфью Chantiers de l’Atlantique в Сен-На­зере (построившей носовые «половины» обоих кораблей). Корабли были введены в строй в 2006–2007 гг., заменив в составе флота французские ДТД типа Ouragan. В ВМС Франции УДК типа Mistral официально классифицируются как «корабли проекции силы и управления» (Вatiments de projection et de commandement – BPC).

В апреле 2009 г. был выдан контракт на постройку для французского флота третьего корабля этого типа Dixmude с вводом в строй в 2012 г., однако на этот раз его строительство будет целиком осуществляться в Сен-Назере STX Marine France (так с 2008 г. именуется Chantiers de l’Atlantique). После 2015 г. планируется заказ и четвёртого однотипного корабля.

На основе проекта Mistral DCNS разработан и продвигается на мировом рынке ряд вариантов меньшей и большей вместимости (ВРС 140, 160 и 250 – цифры означают полное водоизмещение в сотнях тонн). Проект ВРС 250, модифицированный под возможность базирования СВВП F-35B и увеличенную численность десанта (до 1100 человек), принимал участие в конкурсе на строительство двух УДК для Австралии, но проиграл предложению испанской Navantia. В целом Mistral и его варианты продолжают вызывать большой интерес у флотов разных стран, однако серьезным ограничением является высокая стоимость корабля – около 500 млн евро. Основные экспортные перспективы Mistral сейчас связаны с продажей четырёх кораблей России, о чем ведутся переговоры с 2008 г.

Испанский Juan Carlos I

УДК типа Juan Carlos I, разработанный испанским судостроительным объединением Navantia, стал вторым европейским кораблём этого типа и первым, добившимся коммерческого успеха в экспортных продажах. Контракт стоимостью 360 млн евро на разработку и постройку УДК, обозначенного в испанских ВМС как «корабль стратегической проекции» (Buque de Proyeccion Estrategica – BPE), был выдан Navantia в 2003 г. Постройка корабля Juan Carlos I началась в Эль-Ферроле в 2005 г., а 24 июня 2010 г. УДК был передан ВМС.

По сравнению с французскими УДК типа Mistral испанский Juan Carlos I представляет собой более крупный (27 000 т) корабль с усиленными боевыми характеристиками и гораздо большими авианесущими и десантно-транспортными возможностями. Фактически он рассматривается испанцами как второй авианосец испанского флота, призванный дополнить почти вдвое меньший по водоизмещению авианесущий корабль Principe de Asturias. Корабль приспособлен для постоянного базирования СВВП AV-8B или F-35B и оснащен носовым трамплином для облегчения их взлёта. В ангаре могут быть размещены 7 F-35B либо 12 вертолётов NH90, либо 8 вертолётов СН-47, а с учётом размещения на полётной и десантных палубах корабль способен нести в «авиационной» конфигурации до 30 летательных аппаратов. В доковой камере размещаются 4 десантных катера типа LCM-1Е или один КВП LCAC. Десантовместимость Juan Carlos I составляет 900 человек и 77 единиц техники (включая до 43 основных танков), имеются штабные помещения на 100 человек. При этом площадь десантно-грузовых палуб на ВРЕ составляет 6000 м2, что более чем вдвое превышает таковую на французском Mistral (2650 м2). Подобно Mistral испанский корабль имеет электроэнергетическую установку с винторулевыми движителями, но ЭУ включает газотурбогенераторы и обеспечивает скорость полного хода до 21,5 узла7.

В 2007 г. предложенный Navantia в парт­нёрстве с ВАЕ Systems Australia проект ВРЕ победил в конкурсе ВМС Австралии на постройку двух УДК (конкурентом выступал французский проект ВРС 250). Консорциум получил контракт стоимостью 1,41 млрд евро на постройку УДК Canberra и Adelaide со сроком сдачи в 2014 и 2015 г. соответственно. Фактически корабли строятся в Navantia в Эль-Ферроле (работы начаты в 2009 г.) и после спуска будут отбуксировываться в Австралию для окончательной достройки в Вильямстауне, общая доля работ Navantia составляет 80 %8. Полное водоизмещение австралийских кораблей достигнет 30 000 т, площадь десантно-грузовых палуб – 6600 м2, а десантовместимость по людям – 1124 человека. УДК типа Canberra, как и испанский прототип, планируется использовать для базирования СВВП F-35B, и, как считается, именно повышенные авианесущие возможности испанского проекта во многом обеспечили ему успех в Австралии. В 2008 г. в Австралии рассматривалась возможность заказа в дальнейшем и третьего корабля типа Canberra, хотя неясно, будет ли она реализована9.

Проект ВРЕ остаётся главным конкурентом на мировом рынке французского Mistral, однако дальнейшие экспортные перспективы столь крупного и дорогостоящего корабля неясны (как собственно у Mistral). Определённый интерес к ВРЕ проявили и в России – в конце 2009 г. Juan Carlos I в Эль-Ферроле посетила делегация российских военных специалистов10.

Великобритания

Для замены двух старых ДТД типа Fearless британский флот в 1996 г. заказал и в 2003–2004 гг. ввёл в строй ДВКД (LPD) Albion и Bulwark, построенные на верфи BAE Systems в Барроу-ин-Фёрнессе. Это достаточно крупные (полное водоизмещение 18 500 т) корабли традиционной «доковой» архитектуры, обладающие большой док-камерой (вмещает 4 десантных катера типа LCU или 1 КВП LCAC) и ориентированные главным образом на перевозку техники (вместимость – до 67 различных машин, включая 31 танк, и 300 человек десанта). При этом при наличии обширной вертолётной палубы постоянное базирование вертолётов на кораблях не предусматривается, поскольку данные ДВКД должны взаимодействовать с десантным вертолётоносцем Ocean. На Albion и Bulwark также установлено оборудование для использования их в качестве кораблей управления. Корабли оснащены дизель-электрическими ЭУ11.

В качестве более дешёвого варианта пополнения десантных сил Великобритания в 2000–2001 гг. заказала 4 ДТД (LSD) типа Bay, строившихся попарно компаниями Swan Hunter в Тайнсайде и BAE Systems в Говане и переданных флоту в 2006–2007 гг. Проект был разработан Swan Hunter на основе серии десантных кораблей Enforcer голландской компании Royal Schelde. Главной задачей кораблей типа Bay (полное водоизмещение 16 200 т) считается перевозка и выгрузка грузов и техники, причём в основном в оборудованных портах. Доковая камера вмещает лишь один десантный катер типа LCU, при этом грузовместимость достигает 150 машин или 24 танков, а десантовместимость – 356 человек. Авиационные возможности представлены одной взлётно-посадочной площадкой для тяжёлых вертолётов. Стоимость кораблей составляла всего 95 млн фунтов за единицу, и в целом данные ДТД являются характерным типом современных недорогих десантно-транспортных кораблей, получающих всё большее распространение даже во флотах «третьего мира»12.

С 2003 г. британский флот изучал возможность строительства полноценных УДК полным водоизмещением 20–30 тыс. т по программе LPH(R) с вводом в строй минимум одной единицы в 2018 г. В дальнейшем перспективы этого проекта, по всей видимости, угасли по экономическим причинам13. В последнее время появились сообщения о планах британского военного руководства сократить планируемые объемы закупок СВВП F-35B и использовать второй из двух строящихся авианосцев Queen Elizabeth и Prince of Wales (программы­ CVF) в качестве десантного вертолётоносца14.

Нидерланды

В 2000 г. голландское правительство приняло решение о строительстве для ВМС страны второго улучшенного ДВКД по типу Rotterdam. Корабль Johan De Witt строился группой Damen с постройкой корпуса на принадлежащей группе верфи в Галаце (Румыния) с последующей достройкой Damen Schelde во Флиссингене и был передан флоту в 2007 г. От головного корабля­ Johan De Witt отличается увеличенными размерениями (полное водоизмещение доведено до 16 800 т), что позволило увеличить размеры доковой камеры, довести десантовместимость до 700 человек, а также разместить на корабле центр управления силами флота. Электроэнергетическая установка дополнена винторулевыми движителями15. Johan De Witt вызывал интерес и у России, в связи с чем в 2009 г. российские представители контактировали с группой Damen16.

Опираясь на опыт создания кораблей Rotterdam, верфь Royal Schelde (ныне Damen Schelde) в 1990-е гг. разработала и сейчас продвигает на рынок целую гамму ДВКД (LPD) под шифром Enforcer, включающую 12 проектов различного размера как «доковой», так и авианосной (УДК) архитектуры. Хотя наиболее крупные проекты серии Enforcer не нашли заказчиков, один из «младших» вариантов стал основой для британских ДТД типа Bay. В 2009 г. проект Enforcer LPD 8000 был выбран ВМС Чили в качестве основы для постройки одного корабля (9000 т, десантовместимость 500 человек) на национальной верфи17.

В конце 2009 г. голландское военное ведомство выдало Damen контракт в 365 млн евро на постройку многоцелевого судна снабжения Karel Doorman полным водоизмещением 27 800 т. Этот корабль представляет собой интересный гибрид ДВКД с судном комплексного снабжения и предназначен для решения широкого круга задач поддержки десантных операций и обеспечения боевой деятельности ВМС. Судно оснащено доковой камерой, грузовыми палубами площадью 1730 м2, обширным ангаром для базирования 6 вертолётов NH90 или 2 СН-47, а также значительными объёмами для перевозки грузов и топлива. Постройка Karel Doorman будет вестись по той же схеме, что и для Johan De Witt, и должна быть завершена к 2014 г.18

Другим голландским разработчиком современных проектов десантных кораблей выступает компания IHC Merwede. Ею был создан проект заказанного Новой Зеландией относительно небольшого (полное водоизмещение 9000 т) многоцелевого корабля Canterbury, являющегося по сути компактным ДВКД. Canterbury был разработан на основе гражданского судна типа «ро-ро», строился на верфи IHC Merwede в Роттердаме с достройкой компанией Tenix в Австралии и был передан заказчику в 2007 г. Корабль не имеет классического дока – 2 десантных катера типа LCM спускаются через рампу в корме и загружаются уже на плаву с помощью 60-тонных кранов. Десантовместимость Canterbury состав­ляет­ 360 человек и 54 единицы колесной техники. В ангаре можно разместить 4 вертолёта NH9019.

Германия

С середины 1990-х гг. ВМС ФРГ прорабатывали вопрос приобретения одного экспедиционного десантного корабля. Первоначально рассматривался ряд предложений серии BIP французского DCN (из которых впоследствии «вырос» Mistral), но основным вариантом стал разрабатывавшийся с 1994 г. германской компанией MTG проект универсального корабля­ (Mehrzweckschiff) – крупного ДВКД полным водоизмещением 20 000 т, способного перевозить 700 человек личного

соста­ва­ и 270 единиц техники, с базированием 2 десантных катеров и 8 вертолётов. Однако из-за его высокой предполагаемой стоимости до заказа дело так и не дошло. Программа продолжила развитие в более умеренном по характеристикам проекте ДВКД ETrUS (Einsatz Truppenunterstutzungsschiff), также известном как проект 707, но в 2003 г. была окончательно аннулирована по экономическим соображениям20.

В 2009 г. в Германии был разработан план строительства флота до 2025 г. (Flotte 2025+), согласно которому предусматривается строительство двух УДК Joint Support Ship (JSS) и двух многоцелевых кораблей-доков Mehrzweckeinsatzschiffs (MZES) – последние призваны играть роль десантных транспортов, плавучих баз и судов снабжения. При этом для УДК типа JSS выдвигаются требования перевозки не менее 800 человек личного состава с техникой, что, по германским оценкам, потребует кораблей водоизмещением 27–30 тыс. т. В качестве альтернативы предлагаются три JSS вместимостью по 400 человек с техникой при полном водоизмещении около 20 000 т. Ввиду явной дороговизны этих проектов окончательное решение по их реализации отложено до 2016 г.21

Компания Blohm + Voss (ныне в составе ThyssenKrupp Marine Systems – TKMS) в последнее десятилетие в инициативном порядке разработала и продвигает на мировой рынок серию концептов ДВКД (а по сути даже УДК) MRD150/MHD150/MHD200 (цифра означает полное водоизмещение в сотнях тонн) оригинальной «полуавианосной» архитектуры. Вариант MHD150 способен перевозить до 776 человек десанта, имеет док на 2 катера LCM или 1 КВП LCAC, а также может обеспечивать постоянное базирование в ангаре 11 вертолётов NH90. При этом электроэнергетическая установка обеспечивает скорость до 22 узлов. Корабли этих проектов предлагались ряду заказчиков (в частности Португалии и ЮАР), но заказов так и не последовало.

Дальнейшим развитием этих проектов стал предложенный TKMS проект модульного многоцелевого корабля MEK MESHD (Multi-role Expeditionary Support Helicopter Dock) – своеобразного УДК, способного, помимо решения десантных задач, выполнять также функции транспорта и корабля комплексного снабжения. Полное водоизмещение достигает 21 000 т, при этом внутренние объёмы корабля могут варьироваться, трансформируясь по потребностям в вертолётные ангары (с размещением максимум до 14 вертолётов NH90), палубы для перевозки техники и грузов, госпитали и т. д. Проект MEK MESHD предлагается в качестве основы для будущих немецких кораблей JSS22.

Италия

Более полутора десятилетий ВМС Италии планировали строительство четвёртого ДВКД модифицированного типа San Giorgio, однако средства на это так и не были выделены, и сейчас, видимо, этот проект утратил актуальность. В начале 2006 г. министерством обороны страны был обнародован 15-летний план развития итальянского флота, согласно которому до 2020 г. планируется замена трех ДВКД типа San Giorgio кораблями того же класса, но большего водоизмещения, а итальянский легкий авианосец Guiseppe Garibaldi предполагается заменить большим УДК (LHA), способным нести самолёты F-35B23. В перспективе это может сделать итальянское судостроительное объединение Fincantieri серьёзным игроком на рынке крупных десантных кораблей, особенно с учётом наличия у итальянцев опыта проектирования, строительства и эксплуатации авианесущих кораблей.

Швеция

В 2008 г. правительство Швеции приняло решение о строительстве для национального флота двух многоцелевых кораблей под обозначением L10, ввод которых в строй намечен на 2014–2015 гг. (хотя, возможно, по финансовым причинам строительство будет ограничено одной единицей). Проект разрабатывается шведской фирмой Saltech. Корабли должны решать задачи перевозки и высадки войск, а также выполнять роль судов снабжения и плавучих баз. Полное водоизмещение L10 составит 13 430 т, площадь грузовых палуб – 2150 м2, десантовместимость – 170 человек, в ангаре обеспечено базирование двух вертолётов NH90. Доковая камера отсутствует, но обеспечивается размещение до 12 десантно-штурмовых

катеров типа Combatboat, со спуском их как слипом, так и краном24.

Япония

В состав морских сил самообороны Японии были в 1998–2003 гг. введены 3 ДВКД типа Oоsumi национальной разработки, построенные верфями Mitzui в Тамано и Hitachi в Майдзуру и конструктивно близкие к итальянским кораблям типа San Giorgio. Корабли типа Oоsumi полным водоизмещением 14 000 т оснащены дизельной ЭУ и имеют авианосную архитектуру, при этом подпалубный ангар отсутствует и базирование вертолётов (штатно 2 СН-47 и 2 SH-60) обеспечено только палубное. В доковой камере размещаются 2 КВП LCAC. Десантовместимость составляет 330 человек и до 40 единиц бронетехники (включая до 10 танков)25.

Южная Корея

Эта страна стала третьим в мире (после США и Франции) обладателем полноценного УДК, введя в состав флота в 2007 г. УДК Dokdo, спроектированный и построенный Hanjin Heavy Industries в Пусане. При полном водоизмещении 19 000 т Dokdo имеет авианосную архитектуру, доковую камеру с двумя КВП LCAC и подпалубный ангар, вмещающий до 10 вертолётов UH-60. Десантовместимость составляет 720 человек и до 40 единиц техники (включая 6 танков). Корабль несёт достаточно значительное оборонительное вооружение. Дизельная ЭУ обеспечивает скорость хода до 23 узлов.

В целом концепция УДК Dokdo представляет интерес, поскольку корабль, как можно судить, в отличие от подобных единиц других стран, ориентирован не на заморские экспедиционные действия, а на операции в прибрежных корейских водах. Южнокорейский флот планирует иметь три таких корабля, рассматривая их в качестве флагманских единиц трёх формируемых корабельных ударных групп. Второй корабль серии Marado планируется заказать в 2010 г. Рассматривается возможность обеспечения базирования на этих УДК и самолётов F-35B26.

Южнокорейская корпорация Daewoo разработала экспортный проект недорогого ДВКД, по которому принадлежащая ей верфь Daesun Shipbuilding в Пусане построила для Индонезии в 2003 г. всего за $35 млн корабль Tanjung Dalpele (в 2007 г. переименован в Dr Soeharso), предназначенный главным образом для использования в качестве госпитального судна. Корабль полным водоизмещением 11 400 т построен по гражданским стандартам, но имеет все признаки современного ДВКД, включая доковую камеру на 2 катера типа LCM, обширную вертолётную палубу и ангар для постоянного базирования 2 вертолётов Super Puma. Десантовместимость по

вой­скам достигает 518 человек, обеспечена приёмка значительного количества техники, включая 13 лёгких танков. В 2004 г. Индонезия подписала контракт стоимостью $150 млн на постройку четырёх

кораблей того же модифицированного проекта с теми же характеристиками уже для использования в качестве полноценных десантных кораблей (тип Makassar). Две единицы были построены Daesun Shipbuilding в Пусане и сданы в 2007 г., а две других построены по лицензии индонезийским государственным объединением PT PAL в Сурабае с передачей флоту в 2009–2010 гг. Интерес к этим недорогим кораблям южнокорейской постройки проявляет ряд других азиатских стран.

Сингапур

Объединение Singapore Technologies Marine спроектировало и построило для ВМС Сингапура 4 небольших (8500 т) ДВКД типа Endurance, переданных флоту в 2000–2001 гг., которые в самом Сингапуре считаются танкодесантными кораб­лями (LST). Корабли способны нести

2 десантных катера типа FCU в доковой камере и 2 вертолёта Super Puma в ангаре. Десантовместимость составляет 350 человек и до 40 единиц техники (или 18 танков).

Корабли типа Endurance с различными модификациями активно продвигаются ST Marine на экспорт, и в 2008 г. Таиланд заключил контракт стоимостью $144 млн на постройку в Сингапуре одного такого ДВКД с окончанием в 2012 г.

Китай

Первым десантным кораблём китайского флота нового поколения стал ДВКД Kunlunshan пр. 071, построенный шанхайской верфью Hudong-Zhonghua Shipyard и введённый в состав ВМС Китая в конце 2007 г. Проект 071 (западное обозначение Yuzhao) представляет собой крупный корабль (оценочное полное водоизмещение от 20 до 25 тыс. т), образцом для которого явно послужили американские ДВКД. Kunlunshan способен перевозить, как считается, до 800 человек с техникой, в обширной доковой камере размещаются 4 малых либо 2 больших КВП китайского производства, а в ангаре обеспечено базирование до 4 тяжёлых вертолётов Z-8. Сейчас в Шанхае ведётся строительство второго корабля пр. 07129. Китайское объединение CTSC, кроме того, в 2008 г. предлагало уменьшенный вариант данного проекта (полным водоизмещением 13 000 т) на тендер в Малайзии30.

В западной печати утверждается, что дальнейшее развитие амфибийных сил в КНР будет якобы связано со строительством УДК пр. 081. Какие-либо подробности об этом корабле отсутствуют, в любом случае его строительство ещё не началось.

Индия

Индийский флот планирует построить на национальных верфях 4 ДВКД. Предполагается, что собственный проект такого корабля будет разработан на основе изучения конструкции купленного индийцами в США в 2006 г. ДВКД Trenton (типа Austin). Решение о постройке должно быть принято в 2010–2011 гг.

Рынок покупателя

В целом можно условно выделить три основные подгруппы современных крупных десантных кораблей, имеющих экспортные перспективы:

– универсальные десантные корабли полным водоизмещением от 16 до 30 тыс. т с расширенными авиационными возможностями;

– многофункциональные десантно-вер­то­лёт­ные корабли-доки полным водоизмещением от 9 до 20 тыс. т, ориентированные на решение максимально возможного­ количества задач;

– «дешёвые» десантные транспор­ты-до­­ки и малые десантно-вертолётные корабли-доки полным водоизмещением от 6 до 13 тыс. т, ориентированные главным образом на решение десантно-транспортных задач.

Фактически, первые две подгруппы близки друг другу по идеологии, в западной терминологии они практически не различаются, объединяясь в общий класс LHD. В качестве новых «переходных» подклассов можно выделить гибридные суда, сочетающие десантно-транспортные возможности с задачами судов снабжения, причём количество таких единиц в перспективе будет увеличиваться.

Несмотря на бум приобретения и строительства современных крупных десантных единиц, рынок их остается весьма небольшим в количественном отношении. Особенно это касается УДК, затраты на строительство, укомплектование и эксплуатацию которых настолько велики, что делают контракты на поставку этих кораб­лей по степени уникальности сопоставимыми с контрактами на постройку полноценных авианосцев.

Ввиду этого максимумом, который могут себе позволить «средние» флоты мира в десантной категории, являются ДВКД. Предложение именно этого подкласса кораблей развивается последнее время наиболее активно. Кроме указанных выше программ приобретения, сейчас более или менее конкретные планы закупки либо постройки по импортным проектам ДВКД имеют Португалия, Турция, ЮАР и Малайзия (хотя из-за начавшихся экономических проблем развитие этих программ застопорилось, лишь в Турции в 2010 г. международный тендер cтронулся с места)33. Неопределённые планы по приобретению десантно-транспортных единиц выказывали в последние годы Греция, Польша, Израиль, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Филиппины, хотя в большинстве случаев до реальных действий в ближайшее десятилетие дело вряд ли дойдёт.

Можно сказать, что мировой экономический кризис серьезно «остудил» рынок крупных десантных кораблей. Сейчас на нём наблюдаются острая конкуренция и явный переизбыток предложения. При этом специфичность (а зачастую и неопределённость) требований заказчиков ведёт к необычайно широкой гамме проектных предложений, а также к стремлению создавать сугубо национальные не­унифицированные проекты. Очевидно, что сейчас это рынок покупателя, и России, желающей закупить целых четыре УДК типа Mistral, не стоит об этом забывать.

Михаил Барабанов, главный редактор журнала Moscow Defense Brief