60 лет в истории кораблестроения

Дорогие коллеги!

От имени коллектива сотрудников Государственного научного центра РФ Федерального государственного унитарного предприятия «Центральный научно-исследовательский институт им. акад. А.Н. Крылова» поздравляю Открытое акционерное общество «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» со славным юбилеем.

Шесть десятилетий напряженного и самоотверженного труда Вашего коллектива неразрывно связаны со становлением, развитием и совершенствованием Военно-морского флота и морской пограничной охраны. История ЦМКБ «Алмаз» – это история создания и развития многих принципиально новых, наукоемких и высокотехнологичных кораблей, катеров и судов.

При формировании Вашей проектной организации, имевшей в тот период название Специальное проектно-конструкторское бюро для проектирования боевых катеров дальнего радиуса действия (СКБ-5, с 1956 года – ЦКБ-5), и ее становлении были задействованы лучшие кадры отечественных кораблестроителей.

В 1963 году ЦКБ-5 получило наименование ЦМКБ «Алмаз». В это время к нему были присоединены ЦКБ-19 и Ленинградский опытный морской завод. В 1970 году было создано производственное объединение «Алмаз», включившее еще два судостроительных предприятия – Приморский и Невский морской заводы. В 90-е годы ЦМКБ «Алмаз» стало самостоятельной проектной организацией.

ЦМКБ «Алмаз» – признанный лидер отечественного и мирового катеростроения. Специалисты ЦМКБ первыми предложили, а затем создали отечественные ракетные катера проекта 183Р, вооруженные крылатыми ракетами, опередив на десятилетие все ведущие кораблестроительные державы мира. Дальнейшее развитие это направление получило в ракетных катерах проектов 205, 206 МР, 12411, малых ракетных кораблях проекта 1234.

Значительные достижения были реализованы в области создания кораблей и катеров с динамическими принципами поддержания. ЦМКБ «Алмаз» были созданы крупнейшие в мире ракетный корабль на автоматически управляемых подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» водоизмещением 450 тонн и ракетный корабль на воздушной подушке со скегами проекта 1239 «Сивуч» водоизмещением более 1 тыс. тонн. По проектам ЦМКБ построено большое семейство амфибийных десантных кораблей и катеров на воздушной подушке, включая крупнейший в мире корабль проекта 12322 «Зубр» водоизмещением 550 тонн. С удовлетворением отмечаю, что разработка всех проектов этих кораблей проводилась при тесном творческом сотрудничестве с нашим институтом.

ЦМКБ «Алмаз» реализовало много оригинальных проектов глиссирующих и полуглиссирующих катеров различного назначения. На глиссирующем патрульном катере проекта 14310 «Мираж» впервые в мире была применена система интерцепторов с автоматической системой управления. С ее помощью обеспечивается не менее чем двукратное умерение качки и управление дифферентом катера, облегчающее разгон. Эти результаты впервые были достигнуты на катере пр. 205 ЭКБИ, проходившем испытания по научно-исследовательской работе совместно выполнявшейся ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, ЦАГИ им. Жуковского, НПО «Аврора»  и ЦМКБ «Алмаз».

В последние годы ЦМКБ «Алмаз» освоил проектирование кораблей нового для отечественного ВМФ класса – корветов. Головной корабль пр. 20380 «Стере-гущий» сдан флоту в 2007 году.

Большой объем работ был выполнен в ЦМКБ «Алмаз» для обеспечения потребностей морской пограничной охраны, ныне Береговой охраны. Пограничные катера проектов 125А, 1400, 205П, 12412, 10410, 14310, спроектированные ЦМКБ «Алмаз», успешно себя зарекомендовали в деле охраны государственной границы и экономической зоны.

После включения в 1997 году в состав ЦМКБ «Алмаз» Западного ПКБ круг задач, решаемых конструкторским бюро, был существенно расширен. В него вошло проектирование противоминных кораблей, судов специального назначения и плавучих доков. В последующие годы по этим направлениям было разработано ряд проектов. Среди последних работ ЦМКБ «Алмаз» следует выделить противоминный корабль морской зоны проекта 02668, оборудованный автоматизированной системой управления противоминными действиями нового поколения, и спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 с современным комплексом средств спасения подводных лодок.Особо следует отметить успешное продвижение кораблей и катеров, построенных по проектам ЦМКБ «Алмаз», на экспорт. Многие сотни катеров и кораблей были поставлены в десятки стран и успешно эксплуатируются в различных географических зонах, благодаря высокому качеству, эффективности и надежности проектных решений.

Можно долго перечислять проекты, разработанные ЦМКБ «Алмаз», а также пионерские технические решения по форме и конструкции корпусов, по системам и устройствам, по энергетическим установкам, комплексам и системам оружия и вооружения. С удовлетворением следует отметить тесное конструктивное и деловое сотрудничество между нашими организациями. В большинство кораблей, катеров и судов, построенных в разные годы по проектам ЦМКБ «Алмаз», вложен труд и знания ведущих сотрудников ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова. Институт всегда участвовал в процессе рационального выбора и обоснования их технического облика, оптимизации принимаемых технических решений, выполнял работы по совершенствованию гидродинамических характеристик, конструкции и прочности корпуса, снижению уровней физических полей, совершенствованию энергетических установок.

Надеюсь, что добрые отношения и дух доброжелательного сотрудничества наших коллективов в решении сложных задач современного кораблестроения будут и впредь сохраняться и развиваться.

В.М. Пашин, научный руководитель-директор ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова», академик РАН

Партнеры