Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Межведомственная система финансового мониторинга гособоронзаказа

С 1 июля 2015 г. вступили в силу новые нормы Федерального закона № 275-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «О государственном оборонном заказе» (в редакции Федерального закона № 159-ФЗ от 29 июня 2015 г.) (далее – Федеральный закон).

Новая редакция Федерального закона позволила создать правовое поле для формирования эффективной системы финансового мониторинга за использованием бюджетных средств по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ), механизмы межведомственного взаимодействия и контроля, определить дополнительные права и обязанности государственных заказчиков, исполнителей, кредитных организаций, ввести понятие Единой информационной системы, содержащей информацию о расчетах по государственному оборонному заказу (далее – ЕИС ГОЗ).

Из бюджета Российской Федерации выделяется значительное финансирование на оснащение Вооруженных сил перспективными и современными образцами вооружения, военной и специальной техники, проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ. В связи с этим возникает необходимость осуществления финансового мониторинга за использованием бюджетных средств по ГОЗ, что позволит максимально рационально и по целевому назначению расходовать выделенные бюджетные средства.

При этом, исходя из проведенного анализа, было выявлено, что бюджетные средства по ГОЗ не всегда направлялись предприятиями ОПК по назначению.

До внесения изменений Федеральным законом возлагалась обязанность на государственного заказчика осуществлять контроль за целевым использованием головным исполнителем бюджетных средств на выполнение ГОЗ, но не определялись инструменты осуществления данного контроля.

В связи с этим президентом Российской Федерации В.В. Путиным было дано поручение о разработке новой межведомственной системы финансового мониторинга за использованием бюджетных средств по ГОЗ (далее – межведомственная система финансового мониторинга).

До вступления Федерального закона в силу ряд органов государственной власти уже осуществляли финансовый мониторинг и финансовый контроль за использованием бюджетных средств по ГОЗ, но отсутствовала федеральная нормативная правовая база, устанавливающая порядок взаимодействия всех заинтересованных сторон по принятию оперативных мер реагирования.

Межведомственная система позволила не только организовать механизм межведомственного взаимодействия

с четким распределением полномочий между его участниками, но и уйти от формирования нового контрольно-надзорного органа государственной власти за счет оптимизации полномочий уже функционирующих.

Таким образом, опыт работы Федеральной службы по финансовому мониторингу, учет функциональных потребностей Министерства обороны Российской Федерации, привлечение Федеральной антимонопольной службы, Банка России, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации позволили создать новую в российской практике межведомственную систему финансового мониторинга.

Межведомственная система финансового мониторинга предусматривает равноправное взаимодействие всех заинтересованных сторон, а также обмен необходимой информацией между ними.

Основная цель межведомственной системы финансового мониторинга – определить денежные потоки, направленные на выполнение ГОЗ, с целью обеспечения их прозрачности по всей цепочке исполнителей.

Государственный заказчик конкурентными способами выбирает головного исполнителя или, в случае единственного поставщика, определяет его в соответствии с распоряжением, указом Президента Российской Федерации.

После определения победителя конкурса или единственного поставщика государственный заказчик заключает государственный контракт, контракт с головным исполнителем и присваивает идентификатор.

Головной исполнитель выбирает один из уполномоченных банков из перечня, опубликованного на сайте Банка России, и в выбранном банке открывает отдельный счет, в рамках которого будут осуществляться все денежные переводы по заключенному государственному контракту.

Головной исполнитель информирует всех исполнителей в рамках своей кооперации о выборе уполномоченного банка и необходимости открытия отдельных счетов с учетом режима их использования в выбранном им банке. Исполнители также открывают отдельный счет с учетом его использования в выбранном головным исполнителем банке.

Режим использования отдельного счета устанавливает проведение следующих разрешенных операций:

– уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

– оплата расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию;

– перечисление прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

– перечисление головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятый государственным заказчиком товар, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем;

– расчеты с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по гособоронзаказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;

– перечисление денежных средств, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения государственного контракта, контракта в пределах цены государственного контракта, контракта понесенных головным исполнителем, исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения гособоронзаказа, при условии подтверждения головным исполнителем, исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения государственного контракта, контракта и представления головным исполнителем, исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

– оплата иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Отметим также, новая редакция Федерального закона создает оптимальные инструменты для контроля и для профилактики правонарушений в сфере ГОЗ. Так, например, одним из подобных инструментов стал запрет проведения не относящихся к государственным контрактам операций по счетам, по которым осуществляются расчеты по ГОЗ. Перечень таких операций сложился исходя из прецедентов в области финансовых правонарушений.

Запрещается проведение следующих операций по отдельному счету:

– предоставление ссуд, займов, кредитов;

– возврат сумм займов, кредитов и процентов по ним, за исключением возврата сумм кредитов, перечисленных уполномоченным банком исполнителю на отдельный счет в том же уполномоченном банке для исполнения контрактов в рамках сопровождаемой сделки, при отсутствии (недостаточности) авансирования по контрактам;

– выдача денежных средств физическим лицам, за исключением: оплаты труда при уплате налогов и страховых взносов;

– операции, связанные с формированием уставного (складочного) капитала других юридических лиц;

– операции, связанные с осуществлением благотворительной деятельности и внесением пожертвований;

– приобретение иностранной валюты;

– покупка ценных бумаг;

– приобретение у кредитных организаций драгоценных металлов, драгоценных камней и монет из драгоценных металлов;

– исполнение исполнительных документов;

– размещение денежных средств на депозитах, в иные финансовые инструменты, за исключением операций, связанных с размещением денежных средств на депозитах в том же уполномоченном банке при обязательном условии перечисления размещенных денежных средств и процентов по депозитам на тот же отдельный счет в том же уполномоченном банке по истечении срока депозитного договора;

– предоставление гарантий обеспечения исполнения обязательств;

– исполнение договора об уступке (переуступке) права требования;

– осуществление взаимозачетов;

– осуществление операций с использованием электронных денежных средств;

– списание денежных средств на иные счета.

После открытия отдельного счета уполномоченный банк при расчетах по ГОЗ обеспечивает соблюдение запретов на проведение подобных операций.

Также запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:

– на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);

– на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;

– на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

Функции административного производства возложены на Федеральную антимонопольную службу в части взаимодействия с правоохранительными органами и на Федеральную службу по финансовому мониторингу в случае наличия признаков уголовного деяния.

Головной исполнитель, исполнитель обязаны представлять в уполномоченный банк документы (копии документов), являющиеся основанием для составления распоряжений: контракт и акты приема-передачи товара (акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг), товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие исполнение получателем средств своих обязательств по контракту (за исключением распоряжений на авансирование).

В случае указания в распоряжении недостоверной информации уполномоченный банк отказывает головному исполнителю, исполнителю в принятии распоряжения к исполнению в срок не позднее дня, следующего за днем представления распоряжения в уполномоченный банк.

После предоставления головным исполнителем, исполнителем подтверждающих документов уполномоченный банк принимает решение об отказе или о проведении операций и составляет распоряжение.

После выполнения головным исполнителем государственного контракта по ГОЗ государственный заказчик направляет в уполномоченный банк уведомление об его исполнении.

Головной исполнитель, исполнитель представляет в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по такому государственному контракту.

С целью осуществления информационно-аналитического взаимодействия, сбора, обработки, анализа информации о расчетах по ГОЗ, а также оценки рисков неэффективного или нецелевого использования бюджетных средств создана ЕИС ГОЗ.

ЕИС ГОЗ представляет совокупность данных о расчетах по ГОЗ, специализированных информационных технологий, аналитических инструментов и технических средств.

Данные о расчетах будут поступать в ЕИС ГОЗ от банковского сектора, а об участниках расчетов – от банковского сектора, государственных органов власти и внешних источников. Каждый из участников межведомственного взаимодействия в пределах своей компетенции будет обладать возможностью получать доступ к содержащейся в ЕИС ГОЗ информации.

Важно отметить, что государственные исполнители, исполнители также могут получить сведения из системы.

Также отметим, в целях эффективной реализации Федерального закона в рамках новой межведомственной системы финансового мониторинга издаются новые нормативные правовые акты, вносятся изменения в действующие.

Таким образом, подобные нововведения позволят обеспечить надежность и прозрачность взаиморасчетов при выполнении ГОЗ, защиту информации, а также применять возможности банковской системы при осуществлении контроля за целевым использованием бюджетных средств.

И. Апарышев, заместитель начальника 2 отдела Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Министерства обороны Российской Федерации
Н. Пономарева, ведущий специалист 2 разряда 2 отдела Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Министерства обороны Российской Федерации