Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

FCAS и GCAP. Истребители будущего для стран Старого Света и Восходящего Солнца

Автор Александр Ермаков, научный сотрудник ИМЭМО РАН 

 

Боевая авиация в наше время стала местом концентрации высоких технологий. Наукоемкость и сложность разработки вместе с относительно большими «тиражами» изделий привели к тому, что по совокупности стоимости разработки, производства и жизненного цикла программы создания современных истребителей стали наиболее дорогостоящими и крупными среди всех оборонных.

 

Объемы и сложность приводят к тому, что лишь немногие страны способны вести такие программы самостоятельно. Точнее, только ведущие авиастроительные державы – США, Китай и Россия. Остальные интегрируются в международные программы, так, недавно «НОЗС» уже рассказывал, например, о корейском KF-21 «Boramae» с американским участием (НОЗС №4 (75), 2022).

В этой статье кратко рассмотрим наиболее крупные международные программы истребителей следующего поколения – франко-немецко-испанский FCAS и англо-итало-японский GCAP.

 

Предложение, рожденное спросом

Четвертое поколение истребителей родилось в конце холодной войны и дало машины с огромным потенциалом модернизации, долгим жизненным циклом, подлинно многоцелевые, заменившие почти полностью специализированную ударную и отчасти разведывательную авиацию. Такие платформы, как F-15, F-16, Су-27, Eurofighter «Typhoon», Dassault «Rafale» продолжают находиться в серийном производстве и будут служить еще десятилетия, однако постепенно исчерпывают свой модернизационный потенциал и морально устаревают. Учитывая возрастающую на каждом поколении истребителей длительность разработки, задумываться об их смене нужно «уже вчера». Если мы говорим о западных странах, многие, в первую очередь эксплуатанты американской авиатехники, сделали выбор в пользу истребителя пятого поколения Lockheed Martin F-35 «Lightning II», создававшегося изначально как массовый, «интернациональный».

Однако не все задачи и не для всех потребителей можно решить с помощью одного F-35. Некоторые страны стремятся сохранять и развивать свои компетенции в военном авиастроении и поддерживать собственный военно-промышленный комплекс. Относительно позднее принятие на вооружение и долгое доведение до ума собственных машин четвертого поколения (в обсуждаемых случаях это Eurofighter «Typhoon», Dassault «Rafale», Mitsubishi F-2, полноценно поступившие на службу уже в 2000-х годах) и доступность F-35 позволяют попробовать «перескочить» пятое поколение истребителей и сразу приступить к разработке на будущее перспективного, «шестого». Автор в очередной раз просит относиться к системе «поколений» снисходительно, как к условности, в которой изначально было много упрощений, а потом стало много маркетинга.

Европейские страны, участницы программы Eurofighter, сохранившие благодаря ей хоть какие-то компетенции в области создания истребителей, а также Франция, обладающая ими в наибольшей мере (уже «вопреки Eurofighter», из программы создания которого она вышла в 1985 году), логично решили создавать его замену совместно. Благо «Typhoon» и «Rafale» – платформы новые и могут служить еще долгое время (во многих странах его в качестве малозаметной ударной машины дополняет F-35).

Точную дату начала обсуждения европейских программ обозначить непросто. Возможно, стоит брать за точку отсчета концептуальную англо-французскую программу FOAS (Future Offensive Air System) 1995–2005 годов, в рамках которой прорабатывали облик будущих ударных авиакомплексов. Важно, что уже тогда европейские авиастроители пришли к следующему выводу: создавать надо сразу не отдельный самолет, а систему из пилотируемой машины, БПЛА, продвинутого вооружения и бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). В Великобритании подобные концептуальные проработки прослеживаются и в более давние сроки, например, программа FOA (Future Offensive Aircraft). В 2001 году Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Испания и Швеция запустили инициативу совместной разработки военной продукции ETAP (European Technology Acquisition Programme), в рамках которой стартовала работа в том числе над продвинутыми ударными/ведомыми БПЛА. Летающие лаборатории BAE Systems «Taranis» и Dassault «nEUROn» берут свои корни оттуда.

В 2011 году впервые появляется индекс FCAS (Future Combat Air System), так была названа английская концептуальная программа по проработке замены «Typhoon». В 2012 году к инициативе подключается Франция, и в ходе встреч на высшем уровне заключаются первые крупные контракты, в первую очередь на разработку ударного БПЛА. В 2016 году в документе «Air Capability Strategy Paper» о начале участия в программе FCAS объявляет Германия, заинтересованная в замене еще и критически устаревающего ударного самолета Panavia «Tornado».

Впрочем, долго совместный проект не просуществовал – из-за расхождения в требованиях, проблем с разделением «пирога» участия в проекте, а также, вероятно, противоречий между Великобританией и континентальными державами на фоне Brexit он вскоре распался. Произошло это не позднее 2018 года, когда о разработке собственных систем объявляют отдельно Великобритания и франко-немецкая команда.

 

Политическое соглашение по FCAS – это серьезный шаг и, особенно в наше время, ценное свидетельство перспективного франко-немецко-испанского сотрудничества. Оно укрепляет военный потенциал Европы и обеспечивает важные ноу-хау как для немецкой, так и для европейской промышленности

Кристин Ламбрехт, министр обороны Германии

 

 

Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.

Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта.
Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных и обработкой файлов «Cookie».
При отключении файлов «Cookie» некоторые функции сайта могут быть недоступны.
Принять