Многоцелевой истребитель / перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА)
Су-57 / Т-50 создан в ОКБ им. П.О.Сухого по программе создания перспективного истребителя пятого поколения И-21. Разработка самолета начата ОКБ им.П.О.Сухого в конце 1990-х годов. В апреле-мае 2001 г. по программе И-21 / ПАК ФА был объявлен тендер в котором приняли участие ОКБ Сухого, ОКБ МиГ с взаимодействием обоих КБ с ОКБ Яковлева по проработке варианта проекта с вертикальным взлетом. Решение государственной комиссии по итогам конкурса принято в начале 2002 г. - выиграл проект самолета Т-50 ОКБ Сухого (главный конструктор - А.Давиденко). Тактико-техническое задание выдано Министерством обороны России в июле 2002 г. Эскизный проект Т-50 завершен в ОКБ в ноябре 2004 г. и утвержден Министерством обороны России в декабре 2004 г. К началу 2006 г. макет планера самолета прошел продувки в аэродинамической трубе.
Производство конструктивно-подобного образца Т-50-0 начато на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре) в ноябре 2006 г. В апреле 2007 г. руководством ВВС утвержден макет Т-50, ведется выпуск конструкторской документации. В августе 2008 г. разработка комплекта конструкторской документации завершена, чертежи переданы на КнААПО для изготовления опытной серии Т-50. Сборка опытной партии летных прототипов (Т-50-КНС и Т-50-1) начата в декабре 2007 г.
22 января Т-50-1 совершил пробежку по ВПП аэродрома КнААПО Дземги с поднятием передней стойки шасси в воздух и выпуском тормозного парашюта. И, наконец, 29 января 2010 г. в 11-19 по местному времени пилот Сергей Богдан совершил первый полет на Т-50-1 продолжительностью 47 минут.
Первый экземпляр Т-50 / ПАК ФА, 29.01.2010 г. (съемка КБ им П.О.Сухого).
10 октября 2012 г. министр обороны России заявил, что крупносерийное производство экспортной версии Т-50 / ПАК ФА начнется не ранее 2020 г. В 2014 г. начаты испытания Т-50 в 929-м Государственном летно-испытательном центре ВВС России. 09 января 2017 г. сообщается о начале серийного производства Т-50 для ВВС России на КнААПО. 11.08.2017 г. официально сообщается армейское название Т-50 - Су-57.
Су-57 в ВВС России
Поступление серийных самолетов Су-57 в ВВС России ожидается в 2018-2019 г.г. В феврале 2018 года объявлено о начале опытно-боевой эксплуатации истребителя Су-57.
Конструкция самолета
Аэродинамическая схема нормальная с двумя килями. Горизонтальное и вертикальное оперения цельноповоротные. Конструкция самолета выполнена с учетом максимального снижения радиолокационной, инфракрасной и оптической заметности самолета. Корневая часть крыла оборудована подвижной частью наплыва (ПЧН), заменяющей переднее горизонтальное оперение (ПГО). 70% обшивки самолета выполнено из полимерных углепластиков разработки ВИАМ, общая доля композитных материалов в конструкции планера - не менее 40% (по одним данным, ВИАМ) и ли около 25% (ОКБ Сухого).
Двигательная установка
Первые опытные и серийные самолеты Т-50 / Су-57 - 2 х ТРДДФ "изделие 117А" / АЛ-41Ф-1А с цифровой системой управления и управляемым в двух плоскостях вектором тяги поколения "4++" с тягой по 14700-15000 кг на форсаже и межремонтным ресурсом 4000 часов.
Серийные самолеты Су-57 после 2020 г. выпуска - 2 х ТРДДФ "изделие 30" с цифровой системой управления и управляемым в двух плоскостях вектором тяги с тягой по 17000-18000 кг на форсаже.
ТТХ самолета
Экипаж - 1 чел Длина - 19,7 м Размах крыла - 14 м Высота - 4,8 м Площадь крыла - 82 кв.м Стреловидность крыла - 48 градусов Масса взлетная - 37000 кг Масса взлетная нормальная - 30610 кг Масса пустого - 18500 кг Тяговооруженность - 0,98-1,13 Масса топлива - 11100 кг (во внутренних баках) Масса полезной нагрузки - до 10000 кг Скорость максимальная - 2600 км/ч (на высоте) Скорость крейсерская бесфорсажная - 1,47 М Потолок практический - 20000 м Дальность полета (без дозаправки): ◊ с ПТБ - 5500 км ◊ без ПТБ - 4300 км Разбег - 350-400 м Пробег - 350-400 м Максимальная эксплуатационная перегрузка - 10-11 G
Четвертый Т-50 / ПАК ФА (съемка КБ им П.О.Сухого).
Вооружение
1 х 30-мм пушка 9А1-4071К (вариант пушки ГШ-30-1). Пушка установлена в правом крыльевом наплыве. Ракетно-бомбовое вооружение размещается в отсеке вооружения и на наружной подвеске Варианты: ◊ Ракеты класса "воздух-воздух" типов РВВ-МД, РВВ-СД и РВВ-БД; ◊ Ракеты "воздух-поверхность" типов Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК, корректируемые авиабомбы типа КАБ-500 и др. ◊ Самолет может нести обычные авиабомбы бомбы и контейнеры с разной боевой нагрузкой.
Первый экземпляр Т-50 / ПАК ФА, 29.01.2010 г. (съемка КБ им П.О.Сухого).
Оборудование
◊ Радиолокационная многофункциональная станция с ФАР Ш-121 / Н036 "Белка" разработки НИИ Приборостроения им.В.В.Тихомирова. Дальность обнаружения - более 400 км (крупные радиоконтрастные цели) Одновременно сопровождается до 60 целей Одновременно обстреливается до 16 целей ◊ Бортовые и крыльевые РЛС с ФАР; ◊ Оптико-локационная станция ОЛС-50М. Обеспечивает обнаружение целей в оптическом (ТВ-канал) и инфракрасном (тепловизор) диапазонах. ◊ Комплекс средств радиоэлектронного противодействия. ◊ Система управления самолетом - электродистанционная. Самолет оборудован системой дозаправки топливом. ◊ Катапультное кресло нового типа.
Модификации:
Т-50 - опытные прототипы и самолеты предсерийного выпуска для заводских и войсковых испытаний. Первый полет - 2010 г.
Су-57 - первые серийные самолеты Су-57 для ВВС России с двигателями "изделие 117А" (двигателями первого этапа).
Су-57 второго этапа - серийные самолеты с двигателями "изделие 30" (двигателями второго этапа). Поставки самолетов в ВВС России ожидаются после 2020 г.
Контракт на партию из 76 истребителей Су-57 подписан на авиасалоне МАКС-2019