Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Су-57 (ПАК ФА)

Многоцелевой истребитель / перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) 

Су-57 / Т-50 создан в ОКБ им. П.О.Сухого по программе создания перспективного истребителя пятого поколения И-21. Разработка самолета начата ОКБ им.П.О.Сухого в конце 1990-х годов. В апреле-мае 2001 г. по программе И-21 / ПАК ФА был объявлен тендер в котором приняли участие ОКБ Сухого, ОКБ МиГ с взаимодействием обоих КБ с ОКБ Яковлева по проработке варианта проекта с вертикальным взлетом. Решение государственной комиссии по итогам конкурса принято в начале 2002 г. - выиграл проект самолета Т-50 ОКБ Сухого (главный конструктор - А.Давиденко). Тактико-техническое задание выдано Министерством обороны России в июле 2002 г. Эскизный проект Т-50 завершен в ОКБ в ноябре 2004 г. и утвержден Министерством обороны России в декабре 2004 г. К началу 2006 г. макет планера самолета прошел продувки в аэродинамической трубе.

Производство конструктивно-подобного образца Т-50-0 начато на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре) в ноябре 2006 г. В апреле 2007 г. руководством ВВС утвержден макет Т-50, ведется выпуск конструкторской документации. В августе 2008 г. разработка комплекта конструкторской документации завершена, чертежи переданы на КнААПО для изготовления опытной серии Т-50. Сборка опытной партии летных прототипов (Т-50-КНС и Т-50-1) начата в декабре 2007 г.

22 января Т-50-1 совершил пробежку по ВПП аэродрома КнААПО Дземги с поднятием передней стойки шасси в воздух и выпуском тормозного парашюта. И, наконец, 29 января 2010 г. в 11-19 по местному времени пилот Сергей Богдан совершил первый полет на Т-50-1 продолжительностью 47 минут.

 

Первый экземпляр Т-50 / ПАК ФА, 29.01.2010 г. (съемка КБ им П.О.Сухого).

10 октября 2012 г. министр обороны России заявил, что крупносерийное производство экспортной версии Т-50 / ПАК ФА начнется не ранее 2020 г. В 2014 г. начаты испытания Т-50 в 929-м Государственном летно-испытательном центре ВВС России. 09 января 2017 г. сообщается о начале серийного производства Т-50 для ВВС России на КнААПО. 11.08.2017 г. официально сообщается армейское название Т-50 - Су-57.

Су-57 в ВВС России

09 января 2017 г. сообщается о начале серийного производства Т-50 на КнААПО. Поставка ВВС России первой серии в 5 ед. обещается в 2017 г. (источник). 11.08.2017 г. сообщается об установочной серии в 12 ед. - самолеты установочной серии найнут поступать в ВВС в 2019 г. Это будут самолеты с двигателем первого этапа. так же 11.08.2017 г. официально сообщается армейское название Т-50 - Су-57.

11 ноября 2016 г. в ОКБ им.А.М.Люльки состоялся первый запуск стендового образца "двигателя второго этапа" ПАК ФА - "изделие 30". В конце 2017 г. либо в начале 2018 г. в ЛИИ в Жуковском планируется начало летных испытаний двигателя второго этапа для ПАК ФА ("изделие 30"), Т-50 будет задействован в качестве летающей лаборатории для доводки двигателя (источник).

Первый серийный самолет Су-57 (самолет Т-50С-1, серийный номер 51001, бортовой номер "01 синий"), построенный на КнААЗ, совершил первый полет в Комсомольске-на-Амуре в начале декабря 2019 года и планировался к передаче Министерству обороны 27 декабря, но 24 декабря 2019 года на заключительном этапе заводских испытаний разбился в результате аварии, по причине, предположительно, сбоя в системе управления самолетом.

Летные испытания второго из двух законтрактованных в 2018 году серийных образцов истребителя Су-57 (самолет Т-50С-2, серийный номер 51002) были начаты в Комсомольске-на-Амуре в октябре 2020 года, он тоже получил бортовой номер "01 синий", и был сдан в декабре 2020 года, но только 29 января 2021 года официально был передан Министерству обороны.

Как сообщают споттеры, 25-26 мая 2022 года в аэропорту Новосибирска Толмачево при перегоне к местам базирования в европейскую часть России совершили промежуточную посадку два новых истребителя пятого поколения Су-57, полученных ВКС России. Судя по фотографиям, эти два первых построенных в 2022 году на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ, филиале ПАО "Компания "Сухой" в составе ОАК) новых истребителя Су-57 имеют красные бортовые номера "53" (регистрационный номер RF-81777) и "54" (регистрационный номер RF-81778).

Эти два истребителя, видимо, являются пятым и шестым серийными самолетами Су-57 постройки КнААЗ (то есть, предположительно, самолетами Т-50С-5 и Т-50С-6). По ранее публиковавшейся информации, в 2022 году КнААЗ планировал сдать Министерству обороны России четыре серийных Су-57.

Напомним, что два предыдущих серийных истребителя Су-57 КнААЗ сдал Министерству обороны Российской Федерации в конце 2021 года - предположительно, это были самолеты с серийными номерами 52201 (Т-50С-3) и 52202 (Т-50С-4), которые являлись третьим и четвертым серийными Су-57 постройки КнААЗ. Предположительно, это были истребители с бортовыми номерами "02 синий" и "52 синий".

3 февраля 2022 года в аэропорту Новосибирска Толмачево были засняты при перегоне к местам базирования в европейскую часть России два самолета Су-57, имевшие красные бортовые номера "02" (не нес регистрационного номера) и "52" (имел регистрационный номер RF-81775). Самолет Су-57 с бортовым номером "02 красный" при этом нес на борту эмблему 929-го Государственного летно-испытательного центра имени В.П.Чкалова Министерства обороны Российской Федерации в Ахтубинске (Астраханская область), и, видимо, предназначался для данной части. Предположительно, самолет с бортовым номером "02 красный" ранее имел номер "02 синий" и является новым самолетом постройки 2021 года с серийным номером 52201 (Т-50С-3).

Напомним, что первый фактически полученный в конце января 2021 года Министерством обороны Российской Федерации серийный истребитель Су-57 (самолет Т-50С-2, серийный номер 51002) производства КнААЗ получил бортовой номер "01" (первоначально тоже синего цвета), и, по известным данным, также был передан в состав 929-го ГЛИЦ в Ахтубинске.

Второй заснятый 3 февраля в Новосибирске самолет Су-57 с бортовым номером "52 красный", предположительно, являлся переданным ВКС России бывшим последним десятым летным прототипом ПАК ФА - самолетом Т-50-11, ранее летавшим с бортовым номером "511".

Предположительно, он поступил в состав 4-го ордена Ленина Краснознаменного Центра войсковых испытаний и подготовки персонала ВКС имени В. П. Чкалова Министерства обороны Российской Федерации на аэродром Липецк. Можно предположить, что два замеченных теперь в Новосибирске новых серийных Су-57 с красными бортовыми номерами "53" и "54" также предназначены для 4-го Центра в Липецке.

Напомним, что в августе 2018 года на Международном военно-техническом форуме "Армия-2018" Министерство обороны Российской Федерации и ПАО "Компания "Сухой" подписали контракт на поставку в Вооруженные Силы первых двух серийных истребителей пятого поколения Су-57 (в облике Т-50С - борта Т-50С-1 и Т-50С-2) с двигателями "первого этапа" ("изделие 117"). Сроками исполнения контракта были 2018-2020 годы, с поставкой по одному самолету в 2019 и 2020 годах. В июне 2019 года на Международном военно-техническом форуме "Армия-2019" Министерство обороны Российской Федерации и ПАО "Компания "Сухой" подписали контракт на поставку в Вооруженные Силы суммарно уже 76 серийных истребителей пятого поколения Су-57 (включая и два первых законтрактованных в 2018 году самолета), со сроком исполнения контракта по 2027 год.

Конструкция самолета

Аэродинамическая схема нормальная с двумя килями. Горизонтальное и вертикальное оперения цельноповоротные. Конструкция самолета выполнена с учетом максимального снижения радиолокационной, инфракрасной и оптической заметности самолета. Корневая часть крыла оборудована подвижной частью наплыва (ПЧН), заменяющей переднее горизонтальное оперение (ПГО). 70% обшивки самолета выполнено из полимерных углепластиков разработки ВИАМ, общая доля композитных материалов в конструкции планера - не менее 40% (по одним данным, ВИАМ) и ли около 25% (ОКБ Сухого).

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.