Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Новая Госпрограмма вооружения предусматривает создание боевого экраноплана для ВМФ России

Как сообщил вице-премьер Юрий Борисов, в новой Государственной Программе Вооружений на 2018—2027 год предусматривается опытно-конструкторская работа под шифром «Орлан» по созданию боевого экраноплана и строительство опытного образца. 

Экраноплан — это своеобразный «гибрид» самолёта и корабля, амфибийное транспортное средство, летящее в нескольких метрах над поверхностью за счёт т.н. экранного эффекта. Данный эффект заключается в образовании воздушной подушки над крылом, образуемая динамически набегающим воздушным потоком, при движении на высоте в нескольких метрах над поверхности. Несмотря на то что при полёте экраноплан не соприкасается с водной поверхностью, по международной классификации экранопланы относят к категории морских судов. 

Экраноплан был впервые изобретён в СССР выдающимся конструктором и изобретателем Ростиславом Алексеевым, возглавлявшим Центральное Конструкторское Бюро по судам на подводных крыльях, располагавшееся в городе Горьком. Сейчас данное КБ носит имя Ростислава Алексеева. 

СССР, а затем и России принадлежал и принадлежит мировой приоритет в создании экранопланов. В ЦКБ по судам на подводных крыльях до момента распада СССР было создано 3 различных модели экранопланов.

  • Грузовой экспериментальный экраноплан КМ - «Корабль-Макет» (впрочем, данная аббревиатура более известна как «Каспийский Монстр» — испытания экраноплана проводились на Каспии, а размеры и взлётная масса, 540 тонн, были поистине монструозными). Экраноплан был создан в 1966 году и имел грузоподъёмность более 200 тонн. Испытательные полёты экраноплана проводились почти 15 лет, однако в 1980 году КМ потерпел аварию и затонул.
  • Десантный экраноплан «Орлёнок». Данный экраноплан мог перевести до 200 человек десанта  или 2 танка на дальность до 1500 километров со скоростью 400—500 км/ч. Было построено 5 экранопланов «Орлёнок» и даже сформирована из них отдельная авиагруппа морской авиации. Однако в 1984 году, после смерти Министра Обороны СССР Дмитрия Устинова, ратовавшего за создание целого флота десантных экранопланов, интерес к «Орлёнку» со стороны Минобороны СССР сошёл на нет, а заложенные на строительство огромной серии «Орлят» средства пущены на строительство подводных лодок. Единственный сохранившийся экземпляр ныне установлен в музее ВМФ в Москве. 
  • Экраноплан-Ракетоносец «Лунь». Данный экраноплан был построен к 1987 году и в 1990 году передан ВМФ в опытную эксплуатацию. «Лунь» имел крайне мощное ракетное вооружение — 6 пусковых установок с сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами П-270 «Москит». После распада СССР эксплуатация «Луня» была прекращена, а в 2001 он был официально исключён из списков кораблей ВМФ России.

Долгое время в руководстве ВМФ России дискуссии по поводу необходимости и целесообразности наличия экранопланов в составе флота. Экранопланы имеют как достоинства, главным из которых, является «самолётные» скорости, не доступные ни одному другому судну, так и большое количество недостатков. К недостаткам экранопланов можно отнести:

  • Высокий расход топлива, по сравнению с самолётами сопоставимой грузоподъёмности. Кроме того, крайне мощная тяга требуется экраноплану для взлёта.
  • Низкое отношение взлётного веса к полезной нагрузке.
  • Очень низкая манёвренность
  • Необходимость специальной инфраструктуры для базирования и обслуживания экраноплана. Так, каждому экраноплану требуется отдельный сухой док специальной конструкции для базирования. 

Экраноплан является весьма специфическим судном с очень узкой сферой применения. Правильнее всего сравнивать их с кораблями на воздушной подушке или судами на подводных крыльях, и в сравнении с ними экраноплан обладает огромным количеством преимуществ. 

Как система вооружения экраноплан имеет также массу ограничений. В дальней океанской зоне они малоэффективны, вследствие высокой уязвимости, даже несмотря на полёт на предельно малой высоте, обеспечивающую минимальный радиогоризонт для корабельных РЛС. Вместе с тем, высокая скорость и возможность размещения большого количества противокорабельных ракет делают их отличным дополнением для "москитных сил" флота. Действуя в т. н. «литторальной зоне» вблизи побережья, в зонах, прикрытых авиацией и средствами ПВО, они могут представлять крайне серьёзную опасность для кораблей противника. 

Именно для этих целей, судя по заявлениям вице-премьера Юрия Борисова и будет применяться перспективные боевые экранопланы. Как заявил Борисов, основными районами действий для них будут обширные районы Северного-Ледовитого океана, а также Черное и Каспийское море. 

Кроме того, развитие научно-технического прогресса по сравнению с 70-80 годами, когда испытывались первые образцы экранопланов, наверняка позволит успешно компенсировать многие их недостатки и сделать по-настоящему грозной системой вооружения.

Павел Румянцев

«Новый Оборонный Заказ. Стратегии»