Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Электромобиль «КАМА-1» презентовали на ВУЗПРОМЭКСПО-2020

10–11 декабря 2020 года проходит VII ежегодная национальная выставка ВУЗПРОМЭКСПО-2020. В первый день работы выставки перед торжественной церемонией открытия на стенде Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого состоялась презентация ходового предсерийного образца электромобиля «КАМА-1» - первого российского электрического смарт-кроссовера, разработанного на основе цифровых двойников.

Следите за новостями «Новый оборонный заказ. Стратегии» в Google News, будьте в курсе событий!

Авторами проекта «Создание «умного» цифрового двойника и экспериментального образца малогабаритного городского электромобиля с системой ADAS 3-4 уровня» выступили специалисты Центра компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) — ключевого подразделения Центра компетенций «Новые производственные технологии» СПбПУ.

«В Центре компетенций Национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого под руководством проректора по перспективным проектам и руководителя Центра  Алексея Боровкова разработан не просто концепт электромобиля – этот автомобиль спроектирован под серийное производство, и ходовой прототип создан таким, чтобы его без каких-либо дополнительных вложений и применения специального оборудования могло бы взять в серию даже небольшое производство. В этом проекте мы видим прекрасный пример синергии науки, бизнеса и государства: проект на конкурсной основе поддержали в Министерстве науки и высшего образования РФ, а индустриальным партнером Центра компетенций НТИ СПбПУ выступил КАМАЗ», – прокомментировал ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской.

 

 

По словам профессора, проректора по перспективным проектам, руководителя Инжинирингового центра (CompMechLab®) и Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ Алексея Боровкова, «Смарт-кроссовер конкурентоспособен как с точки зрения технических и потребительских характеристик, так и с точки зрения дизайна, безопасности и комфорта, отвечает требованиям международной сертификации».

 

Как сообщили в Центре НТИ СПбПУ, электромобиль «КАМА-1» стал первым российским компактным электромобилем категории М1 «легковые автомобили», с нуля разработанный на основе технологии цифровых двойников (Digital Twins), соответствующий международным требованиям сертификации и полностью подготовленный к серийному производству. Причем на создание автомобиля – его разработку и изготовление – ушло всего два года, что, по стандартам автомобилестроения, рекордно короткие сроки.

Реализовать проект в кратчайшие сроки позволило применение технологии цифровых двойников (Digital Twins). Цифровой двойник – это система взаимосвязанных высокоадекватных цифровых моделей изделия, технологических, производственных и эксплуатационных процессов, параметрами которых можно управлять полностью в виртуальной среде. Технология позволяет избавить производителя от необходимости проводить продолжительные и дорогостоящие натурные испытания в ходе реализации проекта, быстро перепроектировать изделия под те или иные требования, минимизировать число расчетных ошибок, дает возможность увеличивать процент локализации и, как следствие, снимать зависимость российских производителей от зарубежных заказов при соблюдении высочайших требований к технологическим, пользовательским и прочим показателям.

 

 

Технология цифровых двойников охватывает весь жизненный цикл продукта: от этапа проектирования, включая НИР и ОКР, производства – и до этапа послепродажного обслуживания и утилизации. Цифровой двойник «обучаем» в процессе эксплуатации, он становится «умнее» – этот процесс сопровождается пополнением базы данных, базы решений, базы знаний.

Проект по созданию электромобиля «КАМА-1» реализовывался на основе уникальных платформенных решений собственной разработки СПбПУ:

  • Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойниковCML-BENCH™ (разработка ведется в Инжиниринговом центре CompMechLab® СПбПУ с 2014 года, в 2017 году удостоена национальной промышленной премии Российской Федерации «Индустрия»));
  • Платформы-демонстратора кросс-рыночных и кросс-отраслевых «сквозных» цифровых и передовых производственных технологийCML-CAR™ (развивается с 2006 года для автотранспорта, с 2017 года – для электротранспорта);
  • Универсальной модульной платформы развития модельного ряда электротранспорта под различные запросы потребителейCML-EV™ (развивается с 2018 года).

Электромобиль уже прошел скоростные испытания, которые проводил профессиональный гонщик Никита Меркушев. В ходе испытаний «КАМА-1» разгонялась до скорости 130 км/ч, причем скорости 100 км/ч удалось достичь за 6,7 секунды.

 

Вот некоторые другие характеристики 3-дверного электрического смарт-кроссовера «КАМА-1»:

  • Категория: М1 (легковые автомобили)
  • Запас хода: 250 км
  • Скорость: 150 км/ч
  • Разгон до 60 км/ч: 3,2 сек.
  • Батарея: 33 кВтч, LiNMc
  • Время заряда: 6 час. / 20 мин.
  • Двигатель: 80 кВт
  • Длина: 3,4 м
  • Ширина: 1,7 м
  • Высота: 1,6 м
  • Масса: 1 300 кг
  • Клиренс: 160 мм
  • Привод: задний (RWD)
  • Схема посадки: 2+2

Оценить характеристики электромобиля уже посчастливилось и известному автоблогеру – Константину Заруцкому (автору канала AcademeG на YouTube). «Я давно не испытывал такого восторга и наслаждения, как наблюдая за профессиональной работой автоблогера № 1 – Константина Заруцкого… АкадемеГ приехал к нам на час, однако электромобиль «КАМА-1» и его характеристики настолько заинтересовали автоблогера, что он провёл у нас 3 часа…» - поделился Алексей Боровков.

КАМА-1Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин также оказался в числе первых, кому был представлен уникальный электромобиль. «Я считаю, что это – супер! Первое – это победа. Второе - это разработанное и полностью готовое изделие, а не рассчитанная функция … Если запустить гонку новых транспортных средств, если это будет гонка, то новый сектор экономики и количество занятых – для города это очень важно. Электромобиль даёт большое количество занятых … В целом, для страны это означает еще, что мы можем получить собственную компонентную базу, которую мы уже не можем получить в ДВСах. Поэтому я считаю, что это супер! Эта машина, и то, что сделано, даёт стране шанс! Я бы сказал именно так: и нам, и городу, и стране даёт шанс. А как мы используем этот шанс, это уже второй вопрос», - прокомментировал вице-губернатор.

 

В ноябре в материале «Известий» сообщалось, что электромобиль «КАМА-1» разработан под заданную стоимость и в базовой комплектации будет стоить один миллион рублей при целевом объеме продаж порядка 20 тысяч машин в год. «Однако в июле правительство объявило о 25-процентной скидке при покупке электромобилей российского производства. Они попали в обновленные госпрограммы льготного автокредитования, которые были запущены летом. Поэтому из миллиона можно смело вычесть 25%. Ранее такой программой было воспользоваться невозможно, так как подобные авто в нашей стране не производили», - отмечали в издании.

В сентябре текущего года Алексей Боровков в интервью РБК рассказал, что для таких автомобилей ещё требуется создание массовой инфраструктуры – станций подзарядки автомобильных аккумуляторов, которых в России пока недостаточно для массового потребителя. Тогда же он поделился, что переговоры с потенциальными инвесторами крупномасштабной сети электрозаправок уже ведутся и должны завершиться к концу года. По словам Боровкова, от принятия решения до реального выхода на рынок может пройти 3 — 4 года, особенно, если параллельно готовить полноценную инфраструктуру, включая современные «цифровые» заводы. «Но работа идет, потому что все понимают мировые тренды», — утверждает глава CompMechLab®.

Кроме того, инициаторы проекта рассматривают и экспортные возможности: «В Евросоюзе принята стратегическая установка на постепенный отказ от углеводородного топлива и переход к возобновляемым источникам энергии. Поэтому крупные мировые автоконцерны готовятся к резкому увеличению выпуска как гибридных моделей, так и чисто электрических. На расширяющемся мировом рынке есть некоторая ниша и для России. Чтобы ее не упустить, надо быть готовым к ее реальному открытию. Вот мы и готовимся», - рассказал Алексей Боровков журналистам.

Проект «Создание «умного» цифрового двойника и экспериментального образца малогабаритного городского электромобиля с системой ADAS 3-4 уровня» реализован при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» (мероприятие 1.3 Проведение прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание продукции и технологий; уникальный идентификатор соглашения: RFMEFI57818X0269).

Официальная презентация экспериментального образца электромобиля «КАМА-1» состоялась 10 декабря в рамках VII ежегодной национальной выставки ВУЗПРОМЭКСПО-2020. В официальной презентации новейшей разработки приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, проректор по перспективным проектам СПбПУ Алексей Боровков и другие руководители органов федеральной и региональной исполнительной власти, промышленных предприятий, научных и образовательных организаций.

«Мы презентуем разработку одного из лучших российских университетов - Санкт-Петербургского политехнического университета» - заявил Валерий Фальков в ходе презентации электромобиля.

«КАМАЗ» – это крупнейшая российская промышленная площадка, где востребованы современные технологии и передовая техническая мысль. В работе над уникальными моделями транспорта мы опираемся не только на высокий инженерный потенциал компании, но и привлекаем лучших специалистов страны. Наше сотрудничество с Санкт-Петербургским политехническим университетом можно уверенно назвать одним из успешных примеров взаимодействия науки с реальным производством, – отметил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. – Я благодарю коллег за плодотворное сотрудничество и надеюсь на дальнейшее укрепление и расширение границ нашего партнёрства, одним из результатов которого стал первый в России электромобиль, разработанный полностью на основе технологии цифровых двойников и специализированных цифровых платформ».

Познакомиться с электромобилем можно в дни работы выставки на стенде Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого. Презентация электромобиля «КАМА-1» в Санкт-Петербурге ожидается 17-18 декабря в научно-исследовательском комплексе «Технополис Политех» СПбПУ.

Фото - Алексей Боровков, ПАО КАМАЗ

Партнеры