Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев призывает к совместному противодействию сговорам на торгах.
С этим предложением он обратился к участникам межведомственной конференции "Применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Обзор нововведений и лучших практик, рассмотрение типовых нарушений, мнение регуляторов", организованной Министерством обороны РФ.
По словам Андрея Тенишева, государственные заказчики первыми видят аномальное, неконкурентное поведение участников торгов и должны сообщать об этом в ФАС России. Картели на торгах не только нарушают правила конкуренции, но и вредят интересам добросовестных государственных заказчиков: не происходит экономии средств бюджета и зачастую, страдает качество поставляемого товара или выполненных работ.
"Ответственность за картельные соглашения суровая: независимо от того, победил участник торгов или нет, в случае, если доказано его участие к картеле штраф может достигать 50 % от суммы начальной максимальной цены контракта. Если же доход от картеля превысил 50 млн. рублей, должностному лицу, участвовавшему в картеле, грозит уголовная ответственность", – подчеркнул начальник Управления по борьбе с картелями.
В мероприятии также принял участие начальник отдела проверок в сфере размещения ГОЗ Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России Дмитрий Борушков, рассказав об основных нарушениях при осуществлении государственного заказа и государственного оборонного заказа. К их числу относятся сложные технические задания, которые часто устанавливают государственные заказчики.
"Например, техзадание на осуществление текущего ремонта по системе вентиляции больницы по сложности может напоминать строительство космического корабля "Союз" нового поколения. Такие закупки мы вынуждены отменять, поскольку требования в них бывают абсолютно чрезмерными", – отметил Борушков.
По его словам, антимонопольное ведомство сталкивалось со случаями, когда заказчики требуют наличия у участника закупки лицензии, которая конкретной закупкой не подразумевается.
"В случае, если вам необходимо закупить продукцию, регулируемую Государственным стандартом, то необходимо запрашивать согласие на поставку такого вида продукции в соответствии с ГОСТ. Не нужно переносить все требования Государственного стандарта в техническое задание закупки", – пояснил Дмитрий Борушков.
К частным нарушениям он также отнес объединение в один лот услуг по строительству, поставке и технологическому обслуживанию – то есть услуг, друг с другом никак не связанных.
Из сообщения пресс-службы ФАС России