Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

С 2018 года ВКС России будут пополняться лёгкими истребителями МиГ-35

Судьба лёгких истребителей в ВКС России сложилась крайне печально. В 1980-х годах СССР и США создали двухтипажные парки самолётов 4-го поколения, состоящие из тяжёлых (Су-27 и F-15) и лёгких (МиГ-29 и F-16 соответственно) истребителей. Изначально, лёгкие истребители 4-го поколения создавались как дешёвое дополнение к "тяжёлым" истребителям - дешёвые, с упрощённым бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и ориентированные исключительно на высокоманёвренный ближний воздушный бой с предельными перегрузками, и производились в огромных по современным меркам масштабах. Соотношение лёгких и тяжёлых истребителей составляло в среднем в ВВС США и СССР 2-3 к 1. Так к примеру, в СССР было произведено более 300 Су-27 и свыше 1000 единиц МиГ-29 (не считая экспортных самолётов).

Однако, т.к. МиГ-29 стали к концу 1980-х основным фронтовым истребителем ВВС СССР, большая их часть дислоцировалась в Германии и странах Восточной Европы, а также на "внешних рубежах" Советского Союза (в отличии от Су-27, служивших в полках ПВО и дислоцированных в глубине РСФСР). И распад СССР привёл к тому, что почти 23 бывшего советского парка МиГ-29 оказались "за бугром". Так, к примеру, только Украина получила в 1992-м году 245 (!) МиГов, и даже маленькой Молдавии достался целый полк МиГ-29. Всё это привело к сильному дисбалансу истребительного парка ВВС, тяжёлых Су-27 оказалось даже больше, чем лёгких МиГ-29. Удручающее состояние российских ВВС и вооружённых сил в целом, в 1990-х и начале "нулевых" годов привело к ещё большему усугублению ситуации. Ресурс планера МиГ-29 был изначально в 2-3 раза меньше Су-27 и МиГ-31, а срок эксплуатации ограничивался 20 годами (к тому же предполагалось, что уже к середине 1990-х МиГ-29 должны были заменяться новыми МиГ-29М ). В условиях тотального недостатка финансирования и недостаточного обслуживания это привело к быстрой деградации парка МиГ-29, и к тому, что эти истребители стали самым аварийным наиболее аварийных типов самолётов. Стремительное выбывание всё новых и новых МиГ-29, при производстве новых Су и модернизации имевшихся Су-27 привело к ещё большему дисбалансу истребительного парка российских ВКС. Так на данный момент в строевых частях ВВС России осталось меньше 100 МиГ-29, при том, что более трети из них - новые МиГ-29СМТ постройки 2008-го года. В этих условиях, российские ВКС остро нуждаются в новых лёгких истребителях.

И как стало известно из заявления главы Объединённой Авиастроительной Корпорации, Минобороны намерено закупить 30 новых истребителей МиГ-35 до 2018-го года. Поставки первых МиГ-35 в строевые части ожидаются с 2018-го года. В 2017-м пройдут "быстрые" испытания, т.к. прототипы МиГ-35 имеются уже давно и испытаны огромное количество раз.

МиГ-35 представляет собой самолёт, поколения 4++ и глубочайшую модификации МиГ-29. Все "болезни", свойственные МиГ-29, такие как например, малый радиус действия, полностью "излечены" на МиГ-35, при этом МиГ-35 имеет современный комплекс электронного оборудования, возможность применять широчайший спектр вооружения, а и без того восхитительная манёвренность, ещё более возросла за счёт применения двигателей с отклоняемым вектором тяги.

Возможно, уже в начале 2020-х годов удастся полностью заменить парк оставшихся физически устаревших МиГ-29, а в дальнейшем и увеличить количество лёгких истребителей в ВКС России.

Павел Румянцев

По материалам "ТАСС"