Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Утилизация самых больших в мире подводных лодок класса “Акула” пока отложена

Как стало известно, официальный представитель Объединённой Судостроительной Корпорации (ОСК) заявил о том, что решение об утилизации подводных ракетоносцев проекта 941 "Акула" пока не принято, несмотря на то, что ранее командованием российского ВМФ было сообщено о планах по утилизации данных подводных лодок.

Подводные ракетоносцы проекта 941 "Акула" ("Тайфун" по классификации НАТО). стали настоящим шедевром советского судостроения и являются самыми большими подводными лодками, когда либо построенными в мире. Размеры этих "монстров" поражают - длина лодок составляет 172 метра, что превышает длину двух футбольных полей, ширина 23 метра, а высота лодки практически равна десятиэтажному дому. Надводное водоизмещение составляет 23 200 тонн, что превышает водоизмещение тяжёлых авианосцев Второй Мировой и превосходит все современные неавианесущие корабли. Для сравнения - водоизмещение крейсера "Москва" составляет 10 тысяч тонн. А в подводном положении водоизмещение этих ракетоносцев составляет и вовсе 48 тысяч тонн. Основное вооружение этих ракетоносцев - 20 огромных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) подводного базирования Р-39, массой в 90 тонн каждая и несущая до 10 боеголовок мощностью 100 килотонн. Внутри объёма лодки находится 5 (!!!) обитаемых прочных корпусов, из которых два являются основными и проходят почти по всей длине лодки.

"Акулы" стали самыми большими и самыми дорогостоящими субмаринами в истории и создавались как средство гарантированного ядерного сдерживания. Эти лодки могли осуществлять патрулирование в любых районах Арктики, под льдами, будучи неуязвимыми для противника. Масса и размеры подводного ракетоносца, при этом, превращали его в своеобразный "подводный ледокол" - "Акула" могла всплыть в любом месте, легко пробив корпусом даже самый толстый арктический лёд. Конструкция "Акулы" обеспечивала огромный запас плавучести, и учитывая монструозные размеры, эти подводные ракетоносцы могли сохранить как минимум плавучесть, а с высокой вероятностью и боеспособность даже при поражении 4 торпедами.

До момента распада СССР было построено 6 таких гигантов, однако в 1990-х годах, ввиду тяжелейшей ситуации с финансированием вооружённых сил, привёл к тому, что 3 подводные лодки были выведены из эксплуатации и в последствии утилизированы. "Акулы" были астрономически дороги в эксплуатации и содержать их мог только СССР с его гигантским военным бюджетом. В российском же флоте этим лодкам, фактически, не было место - эпоха глобального противостояния сверхдержав ушла в прошлое, а задачи по ядерному сдерживанию успешно могут решать "обычные" ракетоносцы проекта 667БДРМ и новейшие "Бореи". Из оставшихся трёх лодок одна, ТК-208 "Дмитрий Донской" была переоборудована по проекту 941УМ, для испытаний новой МБР "Булава", а остальные - ТК-17 "Архангельск" и ТК -20 "Северсталь" были выведены в резерв в 2004 и 2006 годах соответственно.

С тех пор, дальнейшая судьба этих лодок находится под вопросом и активно обсуждается вопрос об их утилизации. Решение об их утилизации, очевидно, представляется весьма тяжёлым для Министерства Обороны. С одной стороны, надобности в возвращении их в строй в качестве подводных ракетоносцев, ВМФ России совершенно не испытывает. С другой, вполне возможно, российское Минобороны предпочтёт держать их и далее в резерве, что бы в будущем имелась компенсировать неизбежное снижение численности подводных ракетоносцев, связанное с выводом из состава флота в самом ближайшем будущем устаревших ракетоносцев пр. 667БДР и постепенным выводом из эксплуатации ракетоносцев пр.667БДРМ (составляющих сейчас основу российских стратегических ядерных сил) в более далёком будущем. Кроме того, существует масса проектов и по возвращению этих подводных крейсеров в строй уже в другом качестве. Например, имеется проект по переоборудованию их в носители крылатых ракет, по образцу американских подводных ракетоносцев класса "Огайо", 4 из которых были переоборудованы в носители крылатых ракет, имея на борту огромное количество крылатых ракет (от 98 до 140). Переоборудование подобным образом "Акул", по замыслу разработчиков проекта, позволит превратить их в настоящие подводные арсеналы, и каждая из лодок в таком качестве может нести не менее 200 крылатых ракет семейства "Калибр".

Остаётся надеется, что "Архангельск" и "Северсталь" всё-таки не будут отправлены на слом, а вернутся в строй, пусть и в отдалённом будущем и не обязательно в качестве подводных ракетоносцев стратегического назначения. Потенциал этих гигантов огромен и они ещё имеют возможности достойно служить в российском флоте.

Павел Румянцев

 По материалам "РИА Новости"