Эксперты Международного института стратегических исследований (IISS, Великобритания) Фенелла МакГерти и Мейя Ноуэнс опубликовали результаты исследования «Новый пятилетний план Китая и бюджет на 2021 год: что они значат для обороны?»[1], в котором рассмотрели влияние результатов заседаний «двух сессий» на корректировку национальных военных расходов и направлений развития Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
Следите за новостями «Новый оборонный заказ. Стратегии» в Google News, будьте в курсе событий!
Под «двумя сессиями» в Китае традиционно понимают заседания законодательного органа – Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и совещательного — Народного политического консультативного совета Китая. Ежегодно на этих заседаниях делегаты заслушивают доклады руководителей правительства и утверждают параметры социально-экономического развития КНР.
Как отмечают эксперты IISS, в этом году значимым событием «сессий» стало объявление оборонного бюджета страны на 2021 год. Хотя реальных сюрпризов было немного, анализ хода заседаний и изучение сопроводительных документов нового пятилетнего плана подтверждают текущее понимание приоритетов Китая на следующие пять лет в области безопасности, обороны и технологических инноваций.
Незначительный рост оборонного бюджета Китая на 2021 год
Заявленные военные расходы Китая на 2021 год в размере 1,355 триллиона юаней (202 миллиарда долларов США) представляет номинальное увеличение на 6,8% по сравнению с основным бюджетом 2020 года в размере 1,268 триллиона юаней (188 миллиардов долларов США). В 2020 году правительство предприняло попытки максимально защитить НОАК и военную экономику от глобальных экономических проблем, вызванных пандемией коронавируса COVID-19, что лишь незначительно замедлило темпы роста военных расходов до 6,7%. Более выраженный номинальный рост в 2021 году свидетельствует о существовании более прочной экономической базы, на которую опиралась экономика Китая по сравнению с прошлым годом. Хотя темпы экономического роста КНР в 2020 и 2021 годах значительно ниже, чем 12,8%, достигнутые в период с 2014 по 2019 год, они лишь немного ниже среднегодового роста в 8,1%, наблюдавшегося в период с 2015 по 2019 год.
Авторы доклада полагают, что в реальном выражении рост военных расходов в 2021 году фактически немного ниже, чем в 2020 году из-за годового уровня инфляции в Китае 3%. Но в стоимостном выражении это увеличение составляет 13 миллиардов долларов, что сопоставимо с военными расходами Тайваня. Точно так же в 2020 году, несмотря на более медленный реальный рост военных расходов Китая, номинальное увеличение на 12 миллиардов долларов было больше, чем совокупное увеличение оборонного бюджета всех других азиатских государств. Военные расходы на 2020 год составил 193 миллиарда долларов, хотя общие расходы, по различным оценкам, будут намного выше, если учесть закупку иностранного вооружения и военной техники, финансирование военных НИОКР и бюджет Народной вооруженной милиции.
Чтобы дать представление о том, где оборонные расходы Китая вписываются в региональный контекст, авторы доклада приводят статистику, где военные расходы азиатских стран составили 25,0% от общемирового показателя в 2020 году по сравнению с 17,8% в 2010 году. Рост в основном был вызван деятельностью Китая, но поддерживался и другими ключевыми рынками, включая Австралию, Индию и Республику Корея. Несмотря на запланированное увеличение европейских оборонных бюджетов в 2021 году, доля Азии в глобальных расходах, вероятно, снова немного вырастет в 2021 году, поскольку ожидается, что военные расходы стран региона увеличатся в 2021 г.
Технологические инновации
Помимо объявления военных расходов на этот год, по результатам «двух сессий» также появилась информация о других мероприятиях, связанных с обороной. В связи с перспективными разработками военной промышленности и ролью новых технологий в амбициозных планах модернизации НОАК, официальный Пекин объявил, что в 2021 году будут увеличены расходы на фундаментальные военно-научные исследования на 10,6%, а расходы на НИОКР – более чем на 7% каждый год в течение следующих пяти лет.
В планах на 14-ю пятилетку подчеркивается, что КНР сосредоточит внимание на повышении своих технологических возможностей в таких ключевых областях, как искусственный интеллект следующего поколения, квантовая информация, полупроводники, дальний космос, глубоководные и полярные исследования. Для стимулирования инноваций китайские руководители также стремятся создать большее количество национальных лабораторий, специализирующихся на исследованиях искусственного интеллекта и квантовой информации. Китай также проводит исследования по применению квантовой информации и искусственного интеллекта в военных целях, и планы на 14-ю пятилетку показывают, что это направление остается приоритетным, по крайней мере, на ближайшую перспективу.
«Второй этап» реформирования НОАК
Опубликованные информационным агентством «Синьхуа» предварительные версии планов на 14-ю пятилетку также дают представление о приоритетных направлениях следующего этапа модернизации НОАК. Китайское правительство ранее планировало, что НОАК должна достичь базового уровня «механизации» и добиться прогресса в «информатизации» к 2020 году, но недавние заявления китайского руководства указывают на то, что эта цель не была полностью реализована. Таким образом, достижение полной «механизации» и «информатизации», вероятно, останется целью в ближайшие несколько лет.
В 2021 году начинается новый (третий) этап реформирования НОАК, направленный на достижение конечной цели создания армии мирового класса к 2049 году. Как говорится в проекте плана новой пятилетки, перспективные цели НОАК к 2027 году (к столетию основания НОАК) сосредоточены на укреплении вооруженных сил с помощью достижений науки и технологий, тщательного подбора кадров, а также ускорения военной модернизации, в перспективе до 2035 года.
В заключении к докладу авторы отмечают, что в данном аспекте пятилетний план дает представление о том, куда могут быть распределены бюджетные расходы в следующие пять лет. В документе делается упор на модернизацию вооружения и военной техники, оригинальные инновации в области военной науки и технологий, а также ускорение модернизации и разработки интеллектуального оружия. В свою очередь, военно-гражданская интеграция снова становится способом достижения амбициозных целей реформы НОАК.
Роман Кошкин
[1] https://www.iiss.org/blogs/analysis/2021/03/chinas-new-five-year-plan-and-2021-budget