Перспективы развития международной кооперации при создании надводных кораблей и подводных лодок российских проектов, поставляемых на экспорт

Естественное желание большинства промышленно развитых стран – развивать производство вооружений на своей территории. Это позволяет сохранять рабочие места и открывать новые, увеличивать налоговые отчисления, повышать доходы производителей, обеспечивать контроль производства и мобилизационные возможности, исключать зависимость от зарубежных поставщиков и имеет ряд других преимуществ.

Однако реализация указанных преимуществ в современных условиях становится всё более затруднительной. Сегодня в России обеспечить объем НИОКР, темп инвестиций в ОПК и уровень серийности, необходимые для национального производства всех образцов вооружения и их составных частей, уже не удаётся. И не только в нашей стране – настало время, когда ни одна страна в мире, включая США, уже не способна на передовом уровне разрабатывать и поддерживать в производстве всю номенклатуру ВВТ и их составных частей. Участие в международной кооперации при создании ВВТ является одним из обязательных условий поддержания системы вооружения на передовом уровне и обеспечения конкурентоспособности поставляемых на экспорт кораблей.

В отношении экспорта, кроме указанных факторов, в пользу международной кооперации выступает наличие у импортера стремления развивать национальное производство или унифицировать отдельную комплектацию на кораблях, поставляемых разными странами. Зарубежная комплектация на отечественных кораблях, поставляемых на экспорт, может устанавливаться и по политическим соображениям.

Таким образом, при создании кораблей на экспорт важной проблемой является достижение баланса между национальными приоритетами и интеграцией в мировое сообщество. Изменение соотношения на мировом рынке вооружения между политической и конкурентной составляющими в сторону последней потребовало пересмотра маркетинговой политики России, которая должна учитывать тенденции мирового рынка, потребности конкретных заказчиков и возможности отечественной судостроительной промышленности.

Анализ достижений мирового кораблестроения и динамики рынка показал, что возможно выделить ряд составляющих технического облика, которые особенно привлекают внимание потенциальных заказчиков, а также определяют позиционирование корабля на рынке вооружения и степень его новизны. Таковыми для неатомных подводных лодок являются:

– возможность вести боевые действия в мелководных прибрежных водах;

– наличие ракетного вооружения;

– многофункциональность, определяемая количеством выполняемых подводной лодкой задач, в частности – по перевозке боевых пловцов и использованию необитаемых подводных аппаратов;

– дальность хода и время непрерывного нахождения под водой;

– низкий уровень физических полей;

– возможность дооборудования анаэробной энергетической установкой.

Для надводных кораблей классов корвет, фрегат и эсминец в качестве важных элементов технического облика можно отметить следующие:

– многоцелевое назначение корабля, т. е. наличие на нём контуров ПВО, ПЛО и ударного оружия;

– модульное размещение оружия и вооружения;

– современный внешний вид с элементами архитектуры «стелс»;

– использование вертикальных пусковых установок;

– современные радиоэлектронные средства, размещённые в единой интегрированной мачте;

– наличие постоянного базирования многоцелевого вертолёта;

– возможности по приёму и применению беспилотных средств: летательных и подводных аппаратов, дистанционно управляемых катеров;

– наличие на борту, приём и спуск десантно-штурмовых катеров на ходу корабля;

– низкие эксплуатационные расходы, определяемые типом главной энергетической установки.

Для ракетных катеров можно выделить следующие элементы технического облика:

– современный внешний вид с элементами архитектуры «стелс»;

– боекомплект ракет, позволяющий эффективно выполнять боевые задачи;

– наличие зенитного ракетного комплекса ближнего рубежа.

Для патрульных кораблей и катеров основными привлекательными параметрами являются: многофункциональность, дальность хода. Максимальная скорость играет роль только для относительно малых катеров-перехватчиков.

Ряд элементов технического облика являются привлекательными для всех кораблей:

– стоимость строительства и эксплуатации корабля;

– наличие у производителя системы поддержки эксплуатации и управления жизненным циклом корабля и его составных частей, логистическая поддержка и сервисное обслуживание;

– базирование беспилотных, необитаемых и дистанционно управляемых средств;

– большая степень автоматизации, позволяющая сократить экипаж;

– современная эргономика боевых постов и помещений отдыха экипажа.

К числу наиболее перспективных российских кораблей сегодня можно отнести:

– дизель-электрическую подводную лодку «Амур-1650» (рис. 1) и «Амур-950»;

– фрегат пр. 22356 (рис. 2), корвет пр. 20382 (рис. 3) и пр. 21632 (рис. 4), катера различного назначения.

Конкурентоспособность российских образцов в настоящее время поддерживается включением в состав вооружения целого ряда комплектующих и систем зарубежной разработки. В табл. 1 представлены примеры устанавливаемого импортного оборудования на уже поставленные на экспорт ПЛ. (Замена отечественных образцов на импортные производилась по требованию заказчика.)

Перечень такого оборудования непрерывно растет. Установка импортных компонентов на экспортные проекты происходит по следующим причинам:

– нет отечественного аналога;

– зарубежное исполнение более качественное, превосходит по тактико-техническим характеристикам (ТТХ) и массогабаритным характеристикам (МГХ);

– низкая стоимость;

– удобство в обслуживании.

Общекорабельные системы

Отдельные отечественные комплектующие изделия общекорабельных систем и устройств по своим функциональным параметрам находятся на современном уровне. Однако ряд из них уступают по МГХ, элементной базе систем управления и дизайну. В табл. 2 представлены примеры устанавливаемого импортного оборудования.

Корабельные устройства

В корабельных устройствах чаще всего устанавливают импортные мусоросжигающие устройства и холодильные установки продовольственных кладовых. В табл. 3 представлены примеры устанавливаемого импортного оборудования.

Электроэнергетические системы

Главным преимуществом импортных комплектующих изделий являются их уменьшенные массогабаритные показатели, что даёт возможность значительно сократить размеры ГРЩ и электрораспределительных устройств.

По своим светотехническим и массогабаритным характеристикам, а также с точки зрения технической эстетики и дизайна, импортные светильники являются конкурентоспособными.

Энергоустановки

Применение на экспортных кораблях энергетики производства «Зоря – Машпроект» (Украина), в основном, объясняется составом ЭУ проектов, спроектированных в советское время.

На сегодня в России разработаны газотурбинные двигатели типа М75РУ и М70ФРУ производства НПО «Сатурн», которые могут быть применены при соответствующей привязке к агрегатам М7Н1Э, М15 вместо двигателей производства «Зоря – Машпроект».

Дизельные двигатели иностранного производства имеют высокие показатели по надёжности.

Ударное ракетное оружие

Тенденций по замене ударного ракетного оружия пока нет. По характеристикам, типоряду и цене заказчик останавливает свой выбор на российском оружии. Рассматриваются даже варианты установок РК на зарубежные проекты.

Зенитное ракетное оружие

Единственным фактом замены отечественного образца на иностранный аналог в составе вооружения НК является замена ЗРАК «Каштан» на ЗРК «Барак-1» и АУ АК-630М на эсминце проекта 17 индийских ВМС.

Отечественные ЗРК и ЗРАК, разработка которых в настоящее время завершается, не только не уступают импортным аналогам, но и по ряду ТТХ намного их превосходят.

Корабельная артиллерия

К настоящему времени известны два случая замены отечественного образца артвооружения на зарубежный на кораблях проектов российских ПКБ.

Придание классической артиллерии свойств высокоточного оружия является общемировой тенденцией, направленной на повышение эффективности артвооружения с одновременным сокращением расхода боеприпасов и времени огневой обработки целей.

В русле реализации этого направления для артустановок 127–130 мм и в Италии, и в России разрабатываются комплекты управляемого вооружения.

Универсальные боевые модули (УБМ)

Серьёзную опасность для кораблей в прибрежной зоне и на стоянках создаёт применение катеров, вооружённых стрелковым оружием или использование террористами дистанционно управляемых (либо управляемых смертниками) катеров, начинённых импровизированными взрывными устройствами.

Традиционно устанавливаемые на кораблях и боевых катерах 7,62- или 12,7-миллиметровые пулемёты с ручным наведением также уже не обеспечивают необходимой защиты. Они серьёзно ограничены в дальности и точности стрельбы по быстроходным и манёвренным катерам.

Пулемётно-гранатомётные дистанционно управляемые модули в настоящее время уже созданы или разрабатываются и совершенствуются в Норвегии, Швеции, Израиле, США, Франции, Италии, ЮАР, Сингапуре.

УБМ могут устанавливаться на малых патрульных кораблях и катерах как основное оружие, на кораблях большого водоизмещения – как средство противокатерной/противопиратской обороны с управлением как в централизованном, так и в автономном режиме.

Морское подводное оружие (МПО)

Разработка и создание морского подводного оружия в ВМФ России и ВМС ведущих иностранных государств, в целом, ведётся в одинаковых направлениях.

Номенклатура МПО отечественного ВМФ достаточно широка, но необходимо отметить образцы зарубежных разработчиков, аналоги которых практически отсутствуют в отечественном ВМФ и которые страны-заказчики могут дополнительно разместить в заказе. Это, прежде всего, противоминные аппараты (ПМА).

Отечественным аналогом противоминных аппаратов является комплекс «Маёвка».

Необходимо отметить, что носителями ПМА в настоящее время являются НК, а их постановка осуществляется только с помощью кран-балки. В то же время есть данные о разработках ПМА в более габаритных модификациях с возможностью их применения с носителей различных типов.

Анализ поставок морского подводного оружия в различные регионы мира показывает, что спрос на противолодочное оружие будет увеличиваться, при этом наблюдаются следующие тенденции:

1. Наибольшим спросом на мировом рынке морского подводного оружия пользуется торпедное оружие и, в частности, малогабаритные противолодочные торпеды, что обусловлено их высокими ТТХ, возможностью использования как в мелководных, так и в глубоководных районах моря, а также возможностью использовать с носителей различных типов (НК, ПЛ и авиационных носителей).

2. Ведущие позиции на мировом рынке подводного оружия занимают США (75 %). Остальные страны-производители значительно уступают США в объёме производства торпедного оружия (Италия – 8 %, Франция – 5 %).

3. Жёсткая конкуренция между производителями торпедного оружия на мировом рынке и монополия со стороны США заставляют европейских производителей кооперироваться в разработке и производстве новых типов конкурентоспособных торпед с улучшенными характеристиками. При этом принятие на вооружение однотипных изделий позволяет увеличить производимую серию, снизить стоимость серийного образца и создать необходимые преимущества при проведении конкурсов на поставки.

4. Основными импортёрами противолодочного оружия и вооружения являются Индия и Китай, страны Ближнего Востока и ряд стран Азии и Африки. Определённый интерес проявляют страны Южной Америки.

В этих условиях Российская Федерация вынуждена поставлять на экспорт разнообразные виды противолодочного оружия и вооружения, не уступающие по своим ТТХ зарубежным экспортным аналогам, а в некоторых случаях – даже их превосходящие.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)

В требование заказчика может входить размещение НПА, БПЛА, необитаемых надводных аппаратов.

В настоящее время развитие комплексов с беспилотными летательными аппаратами является приоритетным направлением в Российской Федерации. С этой целью в Вооружённых Силах РФ разработана программа развития комплексов с БПЛА, в которой определены их роль и место, а также этапы развития. В 2011–2013 годах на вооружение ВВС России поступят современные БПЛА различных типов, включая ударные.

В России также ведутся разработки дистанционно пилотируемых аппаратов, в том числе вертикального взлёта и посадки. Эти БПЛА в зависимости от целевого оборудования потенциально могут использоваться с палубы НК для решения задачи разведки и ЦУ. Наиболее продвинутыми разработками систем для флота являются БПЛА вертикального взлёта и посадки (дистанционно пилотируемые вертолёты, ДПВ) разработки ОАО «Камов» и ОАО «Радар ммс». Эти БПЛА потенциально могут использоваться с палубы НК и в зависимости от состава целевого бортового оборудования могут решать различные задачи в интересах ВМФ, в том числе разведки и ЦУ.

В области разработки беспилотных летательных аппаратов вертикального взлёта и посадки, пригодных для использования с взлётно-посадочной площадки для вертолётов корабельного базирования, наиболее известны следующие фирмы: Bell Helicopter Textron Inc. (США), Science Applications International Corporation/SAIC (США), Northrop Grumman Integrated Systems and Aerostructures (США), Naval Research Laboratory/NRL (США), Sikorsky Aircraft Corporation (США), Bombardier (Канада), Schiebel Electronische Gerate GmbH (Австрия), ECT Industries (Франция), EADS Defence and Communication Systems/Dornier GmbH (Германия).

Подводя итог, нужно отметить следующее:

1. В процессе строительства кораблей пр. 20382, 11430, 11356, 956ЭМ, фрегата «Гепард 3.9», предлагаемых и поставляемых на экспорт, бюро-проектанты решают ряд вопросов по сопряжению и привязке иностранных образцов вооружения и оборудования, размещаемых по требованию заказчика.

2. Наиболее широко замена компонентов присутствует в общекорабельных системах, энергоустановках и электро­энергетических системах.

3. Замена отечественного оборудования на импортное не всегда связана с отсутствием отечественного аналога или превосходством зарубежного над российским образцом. Иногда это используется как инструмент маркетинга для привлечения внимания к российским разработкам.

4. Использование зарубежных компонентов имеет смысл тогда, когда это улучшает характеристики корабля или повышает его привлекательность и в некоторых случаях экономически выгодно.

Отечественные проектанты кораблей и судостроительные заводы постоянно проводят анализ мирового рынка корабельного оружия, вооружения и технических средств для выявления наиболее конкурентоспособных из них. Таким образом, можно говорить о существовании в военном кораблестроении России внутреннего сегмента рынка импортных комплектующих. Высокую конкуренцию в этом сегменте рынка косвенно демонстрирует большое количество участвующих в Международном военно-морском салоне зарубежных фирм, поставляющих соответствующие образцы.

Андрей Архипов, д-р техн. наук

Партнеры