«Были бы только заказы, а силы у нас найдутся!» – таков общий настрой всех, с кем удалось побеседовать во время экскурсии на «Кингисеппский машиностроительный завод».
Здесь верят, если в стране будет интерес к тому, что производит промышленность, если продукция будет востребована на рынке, то можно не сомневаться, российская экономика пойдет в гору. Для этого в стране есть и люди, и мощности, и ресурсы.
Автор: Ирина Новикова
О прошлом
Печально и драматично развивалась в России судьба наследства Нобелей. Приватизированный после революции «Завод Людвига Нобеля» в 1919 году переименовали в «Русский дизель». После 80 лет успешной работы на благо социалистической экономики мощный гигант дизелестроения рухнул. Не выдержал перестройки. В конце 90-х завод обанкротили и реструктурировали его долги. Это официальная версия. А на деле - раздробили производство, растащили и распродали имущество, уволили людей. Новой России сильный «Русский дизель» оказался не нужен. Вся промышленность тогда замерла. Смена власти, смена стратегии. Многие заводы были вынуждены закрываться. Без заказов – нет работы, нет зарплаты, нет будущего. Страна катилась в пропасть…
Но есть такое понятие – человеческий фактор. Иногда он приводит к авариям и страшным бедам, а случается и, наоборот, спасает. В истории «Русского дизеля» было и то, и другое. Благодаря одним завод умер, благодаря другим – дело Нобеля в Петербурге продолжает жить. Нашлись люди на «Русском дизеле», которые остались верными своей профессии и после ликвидации завода сумели сохранить техническую документацию, уникальные инструменты, объединить специалистов. И в результате - сегодня на базе «Кингисеппского машиностроительного завода» возрождается производство дизельных двигателей размерности 23/2х30 (бывший «Русский дизель») и комплектующих к ним.
Данные модели дизелей эксплуатируются уже длительный период на объектах энергетики и подземного транспорта, на флоте. Во времена СССР двигатели 23/2х30 имели невероятный успех и шагнули далеко за пределы Советского Союза. До сих пор «русский дизель» успешно справляется со своими задачами на Кубе, в Индии, Алжире, Вьетнаме, Индонезии, Йемене и других странах. А по России – от Мурманска до Севастополя и Новороссийска и от острова Шикотан, мыса Шмидта и Камчатки до Балтийска. Специалисты «КМЗ» выезжают на места, проводят дефектацию, техническое обслуживание и ремонт этих дизельных установок. Как раз сейчас на заводе готовят к сдаче очередной заказ для Алжира. Главные судовые двигатели противолодочных кораблей сначала разобрали фактически до ноля, затем отремонтировали, собрали и установили на место.
Не только в море, но и на всех атомных станциях, построенных в советское время, до сих пор работают эти дизель-генераторы. А еще они производят электроэнергию в труднодоступных поселках, на шахтах, в районах Крайнего Севера. Модификаций двигателя размерности 23/2х30 много, все зависит от его назначения и условий эксплуатации.
День сегодняшний
- Вот лежат детали дизеля для отправки на АЭС, - говорит во время экскурсии по цеху технический директор завода Сергей Евгеньевич Саввин. – Наши дизельные установки на атомных станциях используются в качестве резервного или аварийного источника электропитания. Дизель-генераторы (мощностью от 3,5 до 6,3 МВт) обеспечивают бесперебойность работы главных циркуляционных насосов, которые охлаждают атомный реактор. Если происходит вдруг обесточивание электросетей, то наша станция АСД-5600 с дизелем 78Г готова выдать полную нагрузку через 15 секунд! А на рудниках и в поселках в качестве источника электроэнергии стоят машины меньшей мощности и с другой системой пуска.
«Кингисеппский машиностроительный завод» давно сотрудничает с Министерством обороны, все чаще выступая головным исполнителем. География работ по гособоронзаказу обширна. Но, на заводе заметили, что в последние 5-6 лет особую активность проявляет Дальний Восток. На кораблях обеспечения Тихоокеанского флота стоят «Русские дизели». Бригада «КМЗ» регулярно выезжает на Камчатку и во Владивосток. Специалисты на месте разбирают двигатели, ремонтируют их и собирают.
В данный момент две заводские бригады работают на Севере. Одна в Магадане меняет остов на ТЭЦ, другая в Мурманске завершает ремонт на танкере «Дубна». Заказ для Северного флота по ремонту «Дубны» и «Двины» был сопряжен с выполнением очень сложных задач. Но завод обязательства выполнил. В конце августа должны начаться испытания отремонтированных для корабля Алжирского ВМФ двух дизелей модели 68Б: сначала пуско-наладка, затем швартовые и ходовые по заливу, а потом на полигоне, включая стрельбы, работу с авиацией и подводными лодками.
Иногда экстремальные условия возникают не только на испытаниях. Совсем недавно завершился ремонт на танкере «Лене». Этот приписанный к Балтийску корабль выполнял задачи в Сирии. Бригада «КМЗ» выезжала на объект, искала причину поломки, устраняла неисправность. Работать приходилось ночью, фактически в боевых условиях.
Исполняя оборонный заказ, заводчане отлично себя зарекомендовали на протяжении многих лет. Никогда никого не подводили, работы выполняли быстро и качественно, поэтому и победы в тендерах Минобороны закономерны.
- А вот еще был сложный заказ по линии Министерства, - продолжает Сергей Евгеньевич. - Зеленодольский судостроительный завод спустил на воду два супер-корабля проекта «Гепард». Это быстроходные патрульные фрегаты «Татарстан» и «Дагестан». На каждом из них стоят по две турбины и наш дизель модели 86Б. Сначала мы для ВМФ России сделали эти двигатели, а потом еще два у нас заказали вьетнамцы!
Преимущества резервных источников энергоснабжения
на базе двигателей 23/2х30
Отечественная разработка |
Импортный аналог |
Гидромеханическая схема управления частотой вращения дизеля |
Электромеханическая схема управления частотой вращения дизеля |
При отсутствии электроэнергии - работа в автономном режиме |
Работа в автономном режиме невозможна |
Механическая система управления впрыском топлива |
Электронная система управления впрыском топлива |
Пневматическая прокачка маслом при пуске |
Электрическая прокачка масла при пуске (в разработке) |
3-х канальная система управления, один из каналов - релейный |
3-х канальная электронная система управления (только в разработке) |
Наличие приводной турбины. Возможность при обесточивании обеспечить 50% набора нагрузки |
5 блоков турбокомпрессоров с электронным управлением, без электричества двигатель глохнет |
Заглядывая в будущее
После ликвидации «Русского дизеля» в стране (за 16 лет!) такого же близкого по масштабу производства пока не появилось. Вся отрасль отечественного дизелестроения держится сегодня на нескольких предприятиях. У каждого своя специализация, свои ограничительные рамки. Выпускать большой размерный ряд дизелей разного назначения – пока никто не может. Возможно, толчок в развитии отрасли даст взятый страной курс на импортозамещение. Ведь логично, если на российскую технику будут устанавливать не только компоненты и детали, но и целые двигатели российского производства.
От больших сложных заказов зависит и будущее «Кингисеппского машиностроительного завода». Здесь все готово к рывку вперед. Конструкторский отдел занят созданием новой дизельной машины. Цеха оснащены современными станками с ЧПУ. В частности, запущено уникальное оборудование для обработки внутренней поверхности втулок (эта операция требуется как в производстве новых деталей, так и для ремонта). И это еще не все! Разработаны «ноу-хау» по модернизации топливной аппаратуры (как только будет заказ, проект сразу воплотится в жизнь!). На завод приходит молодежь, у которой есть интерес и знания. Специалисты со стажем передают азы и секреты профессии новичкам.
Словом, на «КМЗ» верят, что продукция завода будет востребована, что потраченные усилия приведут к результату, и в итоге здесь появится новый современный двигатель. А, значит, слава русского дизеля возродится!
PS
Василий Кораблин, главный инженер:
- При маленьких габаритах наш дизель может снимать большую полезную мощность. Импортные установки гораздо крупнее и по размеру, и по весу. При прочих равных показателях двигатели размерности 23/2х30 являются более надежными, ремонтопригодными и компактными, чем аналоги у конкурентов. И техническое обслуживание машин мы проводим на высоком уровне. Раз мы можем сделать двигатель, значит, мы можем наладить его и отремонтировать!
ООО «Кингисеппский машиностроительный завод»
г. Санкт-Петербург, 192241, пр. Славы, д.52, к.1
8 (812) 318-52-04
E-mail: info@1kmz.ru
www.kmz1.ru
Фото предоставлены пресс-службой ООО "КМЗ"