В первой половине 2023 года объем инвестиций в стартапы упал более чем в 10 раз, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные платформы Dsight. Эксперты объясняют это тем, что в нынешнем контексте венчурные инвестиции перестали быть приоритетным направлением, а фокус сместился в сторону выкупа с большим дисконтом уходящих с российского рынка компаний. Кроме того, венчурные инвесторы сейчас проявляют осторожность и предпочитают вкладываться в зрелые стартапы.
Снижение активности на российском рынке венчурных инвестиций началось еще в 2022 году и по итогам первого полугодия 2023 года усилилось. Согласно данным платформы Dsight, наиболее полной базы данных о венчурных инвестициях, объем инвестиций на этом рынке сократился более чем в десять раз по сравнению с первым полугодием 2022 года, упав с $287 млн до $27 млн. Количество сделок также снизилось, хоть и менее значительно — на 21%, с 84 до 66. Согласно прогнозам аналитиков, уровень активности будет продолжать падать и по итогам второй половины года. Восстановление рынка можно ожидать лишь в 2024 году при условии стабилизации геополитической ситуации.
В первой половине года наибольшая часть инвестиций была внесена частными инвестиционными фондами и составила $11 млн, в годовом выражении этот показатель снизился почти в девять раз. «Бизнес-ангелы» вложили $6,6 млн, корпорации и корпоративные фонды — $6 млн. Объем средств, внесенных государственными инвесторами, ограничился $2,5 млн, что означает снижение в 27 раз по сравнению с предыдущим годом. Иностранные инвестиции составили всего $0,6 млн. Отмечается, что в текущей экономической обстановке венчурные инвестиции утратили свою приоритетность, и некоторые фонды, которые ранее вкладывали средства в проекты, ориентированные на российский рынок, предпочли сфокусироваться на покупке с высокими скидками иностранных компаний, покидающих рынок.
Сегодня венчурные инвесторы, обычно готовые к риску, проявляют необычайную осторожность, предпочитая направлять свои средства в зрелые стартапы, отмечают эксперты.
По мнению Dsight, в текущей ситуации коммерциализация и вывод продуктов на рынок ляжет на плечи самих корпораций.
Источник — Коммерсантъ