Многоцелевой истребитель
Су-35 создан в ОКБ им. П.О.Сухого как развитие истребителя Су-27. Общее руководство созданием самолета осуществлял генеральный конструктор ОКБ М.П.Симонов. Разработка многоцелевой модификации Т-10М / Су-27М начата в начале 1980-х годов. Помимо оптимизации для ведения высокоманевренного воздушного боя самолет так же получил возможность поражения наземных целей управляемым ракетным оружием. Самолет относится к поколению 4++ реактивной истребительной авиации. Самолет Су-35 второго поколения в начале 2000-х годов некоторое время носил наименование Су-35БМ ("Большая Модернизация").
29 декабря 1983 г. принято решение ВПК при Совмине СССР о создании самолета Су-27М. В соответствии с этим решением ОКБ им. П.О.Сухого приступило к разработке эскизного проекта истребителя. Сборка первого прототипа Т-10М-1 начата на опытном производстве ОКБ им. П.О.Сухого в 1987 г. Прототип строился на базе серийного Су-27 выпуска 1986 г. Первый полет Т-10М-1 совершил в ЛИИ им.Громова в Раменском 28 июня 1988 г. Самолет поднял в воздух ведущий летчик-испытатель ОКБ Олег Григорьевич Цой.
Всего в 1989-1994 г.г. выпущено 12 прототипов Су-35, но в конце 1990-х годов программа была прекращена.
В 2005 г. принято решение о возобновлении разработки Су-35. Первый прототип второго поколения Су-35 - самолет Т-10БМ борт №901 - выполнил первый полет в ЛИИ им.Громова на аэродроме Раменское 19 февраля 2008 г., пилот - Сергей Богдан.
В ходе авиасалона МАКС-2009 подписан контракт на поставки для ВВС России 48 самолетов Су-35С (С - серийный) в период с 2012 по 2015 г.г. В середине ноября 2009 г. на КнААПО начато выполнение контракта на поставку Су-35С для ВВС России.
Су-35 (http://russianplanes.net/)
Су-35 в ВВС России
Серийные самолеты Су-35 имеют официальное наименование Су-35С. По состоянию на январь 2018 г. в ВВС 68 самолетов Су-35С. Производство самолетов продолжается.
Конструкция самолета
Аэродинамическая схема нормальная с двумя килями. Горизонтальное оперение цельноповоротное. Прочность и ресурс конструкции выше, чем у базового Су-27. Контейнер тормозного парашюта клавишного типа. В связи с установкой РЛС новых типов изменены обводы носового радиопрозрачного конуса и центральной хвостовой балки. Конструкция самолета Су-35С полностью перепроектирована с использованием программного комплекса проектирования. Существенно повышен ресурс планера, изменен раскрой деталей фюзеляжа и планера, изменена форма килей (по форме ближе к форме килей Су-27), ПГО и тормозной щиток за кабиной пилота отсутствуют. Функции воздушного тормоза выполняют рули направления - при синхронном отклонении наружу.
Двигательная установка
2 х ТРДДФ с УВТ АЛ-41Ф1С / изделие 117С разработки НПО "Сатурн". Тяга двигателя - 8800 кг (номинал), на форсаже - 14500 кг.
ТТХ самолета
Экипаж - 1 чел. Длина - 21,95 м Размах крыла - 14,75 м Высота - 5,92 м Площадь крыла - 62,2 кв.м Стреловидность крыла - 42 градуса Масса взлетная - 34500 кг Масса взлетная нормальная - 25300 кг Масса пустого - 19000 кг Тяговооруженность - 1,14 Масса топлива - 11500 кг (во внутренних баках) Масса полезной нагрузки - 8000 кг Скорость максимальная - 2500 км/ч (на высоте 10000 м) Скорость максимальная на малой высоте - 1400 км/ч Потолок практический - 18000 м Дальность полета (без дозаправки): ◊ с ПТБ - 4500 км ◊ без ПТБ - 3600 км Радиус действия - 1600 км Разбег - 400-450 м Пробег - 650-700 м Максимальная эксплуатационная перегрузка - 9 G
Варианты подвески вооружения на внешний узлы подвески Су-35С
Вооружение
1 х 30-мм пушка ГШ-30-1, боезапас - 150 снарядов. Пушка установлена в правом крыльевом наплыве.
Ракетно-бомбовое вооружение размещается на 12 точках наружной подвески
Варианты:
◊ Ракеты класса "воздух-воздух" типов Р-27Э, Р-77, Р-73, РВВ-СД, РВВ-МД;
◊ На 6 точках подвески возможна подвеска ракет "воздух-поверхность" типов Х-31, Х-25, Х-29, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК (до 5 шт), С-25ЛД; неуправляемых ракет типов С-8 (в блоках), С-10 (в блоках) и С-25;
◊ Так же самолет может нести корректируемые и обычные бомбы. Например, 4-5 х КАБ-500Кр, 4-5 х КАБ-500С-Э, 2-3 х КАБ-1500Кр и 2-3 х КАБ-1500Л.
Боковые проекции некоторых самолетов Су-27М и Су-35
(http://militaryrussia.ru)
Оборудование
◊ Радиолокационная система управления (РЛСУ) с многофункциональной РЛС с пассивной ФАР Н035 "Ирбис".
Дальность обнаружения целей - до 400 км
◊ Оптико-локационная станция ОЛС-35 установлена в носовой части самолета перед кабиной пилота справа. Обеспечивает обнаружение целей в оптическом (ТВ-канал) и инфракрасном (тепловизор) диапазанох, а так же включает в себя лазерный дальномер-целеуказатель
◊ Комплекс средств радиоэлектронного противодействия.
◊ Система управления самолетом - электродистанционная - комплексная СУ КСУ-35 разработки МНПК "Авионика". Самолет оборудован системой дозаправки топливом со скоростью перекачки топлива до 1100 л/мин.
◊ Катапультное кресло К-36ДМ.
Модификации:
Т-10М / Су-27М - опытный прототип Су-35, в основе серийные экземпляры Су-27. первый полет 28 июля 1988 г. Всего выпущено 7 самолетов.
Су-35 / Т-10М-8 - предсерийный Су-35, выпущено 5 самолетов в 1992-1995 г.г.
Су-35 - серийные самолеты, всего выпущено 3 самолета в 1995 г.
Су-37 / Т-10М-11 - опытный самолет Су-37 - истребитель с двигателями с управляемым вектором тяги, переоборудованный Т-10М-11. Первый полет как Су-37 совершил 2 апреля 1996 г.
Су-35УБ / Т-10УБМ - учебно-боевой самолет Су-35, первый полет 7 августа 2000 г. Самолет создан на базе Су-30МКК и отличается от него другими двигателями.
Су-35 / Су-35БМ / Т-10БМ - прототипы Су-35 второго поколения. У самолета отсутствует ПГО, усилен планер, изменены форма килей - она стала больше похожа на классическую форму Су-27, на самолете установлен новый "борт". Использован новый тип двигателя - АЛ-41Ф1С / "изделие 117С", обеспечивающий полет на сверхзвуке без форсажа. Двигатели оснащены управляемым вектором тяги. Первый полет совершен 19 февраля 2008 г.
Су-35С - серийные самолеты второго поколения Су-35. Производство серии начато в 2010 г. на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). Первый Су-35С совершил первый полет в Раменском 07.07.2008 г.