Самолет-воздушный командный пункт
Ил-86ВКП создан ОАО им.С.В. Ильюшина в качестве средства управления Генерального штаба вооруженными силами Страны в ходе конфликта с применением ядерного оружия. Аналог этого самолета по назначению - американский Boeing E-4B. Самолет разработан в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86.
Первый полет Ил-86ВКП совершил 29 мая 1985 г. Полностью укомплектованный оборудованием самолет совершил первый полет 5 марта 1987 г. 10 июля 1991 г. между НПП "Полет" и Министерством обороны СССР заключен договор на выполнение ОКР по разработке и созданию унифицированного бортового комплекса технических средств для самолета.
Самолет-командный пункт Ил-86ВКП принят на вооружение в 1992 г. В этом же году впервые сфотографирован западными наблюдателями. Всего было выпущено 4 таких самолета - регистрационные номера СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149. По неподтвержденным данным испытания самолетов окончательно завершены только в 1995-1997 годах.
В некоторых источниках самолет называется "Ил-80" и "Ил-87". Западное наименование самолета - MAXDOME.
Ил-86ВКП в ВВС России
Все самолеты Ил-86ВКП находились в эксплуатации в Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения. С 1997 года самолеты были переданы в сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью в/ч 22737 (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ, Подмосковье).
Конструкция самолета
Самолет отличается от прототипа накладным отсеком в носовой части фюзеляжа, в котором размещено радиоэлектронное оборудование. На самолете отсутствуют иллюминаторы с целью снижения воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. На крыльях дополнительные гондолы с двумя электрогенераторами (длина 9.5 м, диаметр 1.3 м). Часть самолетов имеет штангу для дозаправки в воздухе. В хвостовой части установлена выпускная тросовая антенна радиостанции сверхдлинных волн (СДВ), которая применяется для связи с подводными лодками.
Двигательная установка
4 х ТВРД НК-86 разработки КБ Кузнецова тягой по 13000 кг
2 х турбогенератора в гондолах под крыльями - обеспечения электроэнергией бортового оборудования самолета
ТТХ самолета Ил-86ВКП
Экипаж - 5 чел летного состава + операторы командного пункта Длина - 59,54 м Размах крыла - 48,06 м Высота - 15,81 м Площадь крыла - 320 кв.м Масса взлетная максимальная - 208 000 кг Дальность полета - не менее 3600 км Скорость максимальная - 970 км/ч Скорость крейсерская - 850 км/ч Скорость посадочная - 275 км/ч Потолок практический - 11000 м

Ил-86ВКП регистрационный №RA-86147 в полете, авиабаза Чкаловский, 2011 г. (фото - Кирилл Виноградов, http://russianplanes.net/id39158).
Специальные системы и оборудование
Комплекс технических средств разработки НПП "Полет" 83Т120 включает в себя различное оборудование, включая радиостанции со следующими антенными комплексами:
1. Антенна КВ-приёмная, внизу за центропланом в виде двух параллельных прямоугольных «гребней», установлены на всех четырёх самолетах.
2. Антенны КВ-передающие, в наплывах законцовок стабилизаторов, но всего скорее внутри радиопрозрачного обтекателя щелевые антенны со штыревым вибратором, установлены на всех самолетах. Окраска облупленный оранжевый с проступающим белым цветом радиопрозрачного материала.
3. Антенна СДВ-передающая выпускная (проволока длиной около 4 км) с конусом на законцовке. Конус и пилон на разных бортах имеет разный цвет, т.к. краска облупляется до диэлектрика.
4. Антенна СДВ-приёмная наверху перед килем, установлена на всех самолетах.
5. Антенны релейной, УКВ связи и связи с РВСН у каждого самолета разные (расположенные сверху и снизу фюзеляжа).

Все четыре экземпляра Ил-80 / Ил-86ВКП в разные годы (рисунок Александра Гаврилова, 2006 г., http://wp.scn.ru).
Модификации:
Ил-86ВКП - основная и единственная модификация самолета-командного пункта. выпущено 4 машины с незначительными отличиями в оборудовании.
"Новый оборонный заказ. Стратегии"