Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Самолет тактической разведки 

Су-24МР  создавался ОКБ П. О. Сухого в качестве самолета маловысотной тактической разведки. Предварительная проработка самолета-разведчика на базе бомбардировщика Т-6 была начата еще в августе 1965 года. В 1970 г. выполнен эскизный проект самолета Т-6Р. 

Основной разведывательный комплекс самолета — базовый комплекс разведки БКР-1 разработки НИИ «Вега». На самолет была установлена первая малогабаритная инфракрасная станция «Зима» разработки Всесоюзного энергетического института им. Ленина (главный конструктор станции И. Л.  Лобанев). Лазерная система с линейным сканированием «Марс-Н» прошедшая испытания в 1967–1968 гг. легла в основу серийной станции «Шпиль» установленной на Су-24МР. На самолет были установлены РЛС бокового обзора М-101 «Штык», панорамный аэрофотоаппарат АП-402П с разрешающей способностью 0,3 м и телекамера «Аист-М», способная выделять объекты размером более 0,5 м. Оборудование установлено на качающихся подвесах и работает через несколько окон с максимальными углами обзора. Кроме того установлен фотоаппарат А-100 с возможностью сброса отснятой фотопленки. Под фюзеляжем самолета предусмотрена подвеска контейнера с оборудованием общей радиотехнической разведки СРС-14 «Тангаж», предназначенным для обнаружения, определения координат, типа и режима работы РЛС противника. Вместо него можно установить устройство для лазерной разведки «Шпиль-2М». Под правой консолью размещается станция радиационной разведки «Эфир-1М», а под левой - единственное оборонительное вооружение самолета — две ракеты Р-60 (пушка демонтирована). На самолет могут быть подвешены два подвесных топливных бака емкостью 2000 или 3000 литров. 

Испытания комплекса разведки БКР-1 велись на прототипе Т-6МР-1 с весны 1980 г. по 1982 г. С 1983 г. было начато серийное производство самолета на Новосибирском Авиационном Производственном Объединении им. Чкалова под обозначением Су-24МР. Всего было построено 130 самолетов.

Самолет-разведчик Су-24МР борт №42 белый регистрационный № RF-91994, авиабаза №7000 Балтимор, январь 2012 г. (http://ruforces-com.livejournal.com)

Самолет-разведчик Су-24МР борт № 42 белый регистрационный № RF-91994, авиабаза № 7000 Балтимор, январь 2012 г. (http://ruforces-com.livejournal.com)

 

Тактический разведчик Су-24МР получил обозначение НАТО — Fencer-E.

 

Су-24МР  в ВС России

В составе ВВС России по состоянию на 2018 г. 79 самолетов Су-24МР. Самолеты такого типа не поставлялись на экспорт. 

 

Конструкция самолета

Конструкция самолета — высокоплан  с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта консоли крыла устанавливаются в одно из четырёх положений:
— 16° — на взлёте и при посадке;
— 36° — в крейсерском дозвуковом полёте;
— 45° — при боевом маневрировании;
— 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.