Учебно-боевой самолет
Як-130 разработан ОКБ им. А.С.Яковлева, главный конструктор - Николай Долженков. Конкурс на создание современного учебно-боевого самолета объявлен ВВС СССР во второй половине 1980-х годов. В результате конкурса для проектирования были выбраны два проекта - Як-УТС / Як-130 и МиГ-АТ. Так же в конкурсе участвовали самолеты КБ Сухого С-54 и КБ Мясищева М-200. Проектирование самолета начато в 1991 г. и завершено в сентябре 1993 г. В том же 1993 г. к работам по проекту по финансовым причинам привлечена компания Aermacchi (Италия), которая на завершающем этапе разработки отошла от участия в проекте. 10 апреля 2002 г. Як-130 объявлен победителем конкурса на учебно-боевой самолет для ВВС России.
Первый полет Як-130 совершил 25 апреля 1996 г. в Раменском, пилот - Андрей Синицын. В 2003 г. начато производство двух прототипов Як-130. 30 апреля 2004 г. совершил первый полет первый прототип Як-130 производства авиазавода "Сокол" - второй летный Як-130. В апреле 2009 г. завершен первый этап государственных испытаний Як-130 с базовым составом вооружения. Государственные совместные испытания самолета завершены в 2009 г. - акт о завершении государственных испытаний подписан 25 декабря 2009 г.
В 2008 г. начато серийное производство самолетов Як-130 на Иркутском авиазаводе НПК "Иркут". Первые серийные Як-130 производства Иркутского авиазавода для ВВС России и Алжира совершили первые полеты в 2009 г. С февраля 2010 г. Як-130 поступают в ВВС России.
Летом 2011 г. появилась информация о прекращении производства Як-130 на авиазаводе "Сокол" и полном переводе производства для ВВС России на НПК "Иркут". Всего авиазаводом "Сокол" выпущено 12 Як-130, не считая первого летного прототипа. 7 декабря 2011 г. корпорация "Иркут" и Министерство обороны России заключили контракт на поставку 55 Як-130 до конца 2015 г.
Як-130 (http://www.mil.ru/)
Як-130 в ВВС России
По состоянию на начало 2018 г. в ВВС России не менее 95 учебно-боевых самолетов Як-130. В 2018 г. ожидается поступление в ВВС и в авиацию ВМФ еще не менее 30 самолетов.
Конструкция самолета
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с боковыми воздухозаборниками (закрываются на взлете и посадке для защиты от посторонних предметов) со среднерасположенным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Конструкция планера позволяет осуществлять устойчивый управляемый полет при углах атаки до 35-40 град. Шасси трехопорное с пневматиками низкого давления, обеспечивающее эксплуатацию на небольших грунтовых аэродромах.
Двигательная установка
2 х ТРДД АИ-222-25 тягой по 2500 кг на максимале и 2200 кг на номинале.
ТТХ самолета
Экипаж - 2 чел Длина - 11,49 м Размах крыла - 9,84 м Высота - 4,76 м Колея шасси - 2530 мм База шасси - 3945 мм Масса взлетная - 10290 кг Масса взлетная нормальная - 7230 кг Масса пустого - 4600 кг Тяговооруженность - 0,9 (при минимальной взлетной массе) Масса топлива - 1750 кг (во внутренних баках) Масса полезной нагрузки - 3000 кг Скорость максимальная - 1060 км/ч (на высоте) Потолок практический - 12500 м Дальность полета (без дозаправки): ◊ с ПТБ - 2300 км ◊ без ПТБ - 1600 км Разбег - 400 м Пробег - 650 м Максимальная эксплуатационная перегрузка - 4,5-5,2 G
Вариант подвески вооружения на внешний узлы подвески Як-130 (http://saidpvo.livejournal.com/)
Вооружение
Вооружение размещается на точках наружной подвески - 1 под фюзеляжем и 6 под крылом.
Варианты:
◊ Универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с 2 х 23-мм пушками и боекомплектом 250 снарядов;
◊ Ракеты класса "воздух-воздух" типов Р-73 / РВВ-МД и Р-77 / РВВ-СД;
◊ Неуправляемые ракеты в блоках НУР Б8М-1 с НУР С-8 и Б-13 с НУР С-13;
◊ Так же самолет может нести обычные бомбы и 2 х 450 кг подвесные топливные баки.
Демонстрационный Як-130 в "фирменной" окраске (http://el-moino.livejournal.com/)
Оборудование
◊ В каждой кабине расположены по три многофункциональных ЖК-дисплеях 15 х 20 см (6 х 8 дюймов). Кабины сформированы без использования механических приборов. В передней кабине имеется так же коллиматорный авиационный индикатор и нашлемная система целеуказания. ◊ Система управления самолетом электродистанционная цифровая комплексная - КСУ-130 с 4-х кратным резервированием, выполняющая функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяющая перепрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта. ◊ Катапультные кресла класса 0-0.
Модификации:
Як-130 - базовый образец учебно-боевого самолета для ВВС России и поставок на экспорт.
Як-130К - проект корабельного учебно-боевого самолета. Работы над созданием такой модификации велись КБ Яковлева.
"Новый оборонный заказ. Стратегии"