Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Самолет дальнего радиолокационного обзора и управления 

Як-44Э  создавался ОКБ А.С.Яковлева. Разработка начата в 1979 г. Руководили созданием самолета в разные годы А.С.Яковлев, А.А.Левинских, С.А.Яковлев и А.Н.Дондуков, а с января 1991 г. и до закрытия проекта главный конструктор темы Як-44 - В.А.Митькин. К ноябрю 1979 г. ОКБ подготовило техническое предложение на проектирования самолета с базированием на сухопутных аэродромах или на палубе авианосца. Рассматривалось два варианта радиотехнического комплекса - "Факел", с размещением РЛС внутри фюзеляжа (в носу и в корме) и Э-700 с антенной кругового обзора на пилоне над фюзеляжем. В марте 1980 г. на совещании у Главкома ВМФ СССР С.Г.Горшкова принято решение о создании варианта с РТК "Факел". Для дальнейшего проектирования выбран второй вариант.

В октябре 1984 г. продолжены работы над Як-44Э с турбовинтовентиляторными двигателями и с антенной РЛС Э-700 на пилоне над фюзеляжем самолета. Аванпроект нового варианта Як-44Э подготовлен в сентябре 1988 г. В январе 1989 г. принято Постановление Совмина СССР о создании многоцелевого самолета радиолокационного  дозора Як-44Э с РТК Э-700. Рабочее проектирование начато в июне 1989 г. Изготовлен полноразмерный конструктивно-технологический макет самолета и его модель в масштабе 1:5 для радиотехнических исследований. 

ЛИИ ВВС успешно провел на наземном испытательном комплексе в г. Саки в Крыму уникальный эксперимент по управлению предпосадочным маневрированием и посадкой группы из трех самолетов - двух МиГ-29 и одного Ан-24-имитатора Як-44Э - осуществляющих заход на посадку с заданным темпом.

В январе 1990 г. состоялась защита эскизно-технического проекта и макета самолета Як-44Э. По основным ТТХ самолет существенно превосходил последние модификации единственного в мире корабельного самолета ДРЛО Е-2С «Хокай» с катапультным взлетом. Доработка макета завершена ОКБ им.А.С.Яковлева в августе 1990 г. Макет был разобран и перевезен в Севастополь, где снова был собран на борту ТАКР "Тбилиси". В 1992 г. после развала СССР финансирование работ по Як-44Э прекращено на этапе постройки опытных самолетов для проведения испытаний.

Макет самолета ДРЛОиУ Як-44Э

Макет самолета ДРЛОиУ Як-44Э

 

Як-44Э  в ВС России

Самолет дальнего радиолокационного дозора и управления Як-44Э создавался в первую очередь для включения их в авиакрылья тяжелых авианесущих крейсеров проектов 11435 и более поздних. С использованием опыта разработки Як-44Э возможно создание аналогичного по возможностям самолета в перспективе - с учетом современных материалов и технологий его возможности и эксплуатационные качества должны быть несколько выше

Конструкция самолета

Самолет нормальной аэродинамической схемы, в палубном варианте - складные консоли крыльев и складывающийся пилон антенны РЛС. Хвостовое оперение двойное. В фюзеляже самолета оборудована рабочая кабина операторов, кондиционируемый отсек с оборудованием, отсек для отдыха на одного человека, санузел и буфет.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.