Военно-транспортный самолет
Ан-72 разработан ОКБ им.О.К.Антонова (ныне - ГП "Антонов", Украина), ведущий конструктор самолета - В.Г. Орлов. Исследования по самолету короткого взлета и посадки (КВП) были начаты в ОКБ в 1972 г. На начальном этапе разработка нового самолета велась в инициативном порядке самим ОКБ. Инициатива встретила поддержку Главного штаба ВВС СССР, заинтересованного в создании легкого транспортного самолета с коротким взлетом и посадкой, пригодного для перевозок войск и техники в прифронтовой полосе и снабжения аэродромов рассредоточения боевых самолетов.
Изготовление опытных образцов Ан-72 велось на Киевском механическом заводе (КМЗ). Опытная серия насчитывала семь самолетов. Первый 31 августа 1977 г. состоялся первый полет Ан-72. Серийный выпуск Ан-72 планировалось развернуть на Киевском авиационном производственном объединении, но из-за загрузки завода производством Ан-32 было решено перенести производство Ан-72 в Харьков с выпуском первого самолета в 1983 г. Наладка производства самолета заняла много времени и первые серийные машины были выпущены только в 1985 г. Гражданский вариант военного Ан-72 получил название Ан-74.
На Западе самолет получил наименование COALER.
Ан-72 в ВС России
По состоянию на 2016 г. самолет эксплуатируется Воздушно-Космическими Силами, авиацией Военно-Морского Флота, Пограничной службой ФСБ России и войсками Национальной гвардии Росгвардии России. Всего в эксплуатации не менее 30 самолетов Ан-72.
Конструкция самолета
Ан-72 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, высокоплан. На крыле в выдвинутых вперед мотогондолах установлены два турбореактивных двигателя. Такое расположение двигателей увеличивает подъемную силу и обеспечивает лучшие взлетно-посадочные характеристики.
Грузовая кабина самолёта имеет размеры 9000 x 2200 x 2100 мм, что обеспечивает размещение широкой номенклатуры грузов. В том числе: до 32 солдат с вооружением, автомобили типа ГАЗ-66 и УАЗ-469, авиационные двигатели, стандартные контейнеры и грузовые поддоны. Ан-72 может эксплуатироваться с грунтовых аэродромов.
Двигательная установка
2 х ТРДД Д-36 тягой по 6500 кг.
ТТХ самолета
Экипаж - 3-5 чел
Длина - 28,07 м
Размах крыла - 31,89 м
Высота - 8,65 м
Площадь крыла - 98,62 кв.м
Объем грузовой кабины - 41,58 куб.м
Масса взлетная - 32 000 кг
Масса пустого - 19 400 кг
Масса полезной нагрузки - до 10 000 кг
Скорость максимальная - 720 км/ч
Скорость крейсерская - 550-600 км/ч
Потолок практический - 10 100 м
Дальность полета:
◊ перегоночная - 4 700 км
◊ с полезной нагрузкой - 2 700 км
Длина разбега - 800 м
Длина пробега - 450 м
Полезная нагрузка
Самолет может перевозить широкую номенклатуру грузов с погрузкой их через грузовой люк оборудованный рампой. До 32 человек десанта, автомобили типа ГАЗ-66 и УАЗ-469, авиационные двигатели, стандартные контейнеры и грузовые поддоны с различным снаряжением.
Вооружение
Военные Ан-72 оборудованы двумя точками подвески под крылом для размещения вооружения: контейнеров УПК-2-23 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л блоками неуправляемых ракет С-5 типа УБ-32М бомбы калибром до 100 кг
Оборудование
Самолет оснащен комплексом бортового оборудования, которое обеспечивает выполнения транспортно-десантных задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
◊ Прицельно-навигационный комплекс с навигационной РЛС.
◊ Комплекс средств связи.
◊ Десантно-транспортное и погрузочно-разгрузочное оборудование.
◊ Бортовая система контроля работы всех систем самолета - двигателей, противо-обледенительной системы, систем электроснабжения, регулирования давления и кондиционирования воздуха, гидрокомплекса, шасси и др.
Модификации:
Ан-71 - самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).
Ан-72 - военно-транспортный самолет.
Ан-72 (пассажирский) - вариант самолета Ан-72 с пассажирским салоном.
Ан-72-100 - транспортный самолет с сертификацией по международным нормам.
Ан-72-100Д - пассажирский самолёт в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам.
Ан-72А «Арктический» - модификация Ан-72 , в дальнейшем получивший развитие как Ан-74.
Ан-72АТ - модификация военно-транспортного самолета предназначенная для перевозки стандартных авиационных контейнеров.
Ан-72В - транспортный самолет, разработан по заказу ВВС Перу.
Ан-72П - патрульный вариант Ан-72, несет вооружение на наружной подвеске, может нести блоки неуправляемых ракет и бомбы.
Ан-72ПС - поисково-спасательная модификация Ан-72.
Ан-72Р («изделие 88») - самолет радиоэлектронной разведки. Предназначался для радиолокационной разведки и обнаружения на большом расстоянии наземных целей и наведения на них наземных и воздушных средств поражения.
Ан-72С - административный самолёт.
Ан-74 - многоцелевой грузо-пассажирский гражданский самолет.
"Новый оборонный заказ. Стратегии"