Фронтовой бомбардировщик
Су-24М разработан ОКБ П.О.Сухого в качестве варианта модернизации фронтового бомбардировщика Су-24. На самолет установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М. Нос самолета удлинен на 750 мм под новую РЛС. На гаргроте установлен всеракурсный инфракрасный пеленгатор (ранее стоял тепловой пеленгатор ТП-23 перед кабиной экипажа).
Разработка самолета Су-24М начата в 1975 г. Первый полет прототип Т-6-8М совершил 29 июня 1977 г. Еще до окончания испытаний самолета принято решение о запуске в серию.
Серийное производство Су-24М велось на заводах в Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре с 1978 г. Официально на вооружение ВВС самолет принят в 1983 г. Производство самолета велось по 1993 г. В 1999 г. появился вариант модернизации самолета с обновленным оборудованием Су-24М2.
Фронтовой бомбардировщик Су-24М получил обозначение НАТО - Fencer-D.
Су-24М в ВС России
В 1993 г. из ВВС СССР в состав авиации ВВС и ВМФ России перешло более 500 самолетов Су-24 всех модификаций. В 2010 г. в составе ВВС и ВМФ в разном состоянии находилось около 300 Су-24М. По состоянию на 2018 г. в составе ВВС России не менее 70 самолетов Су-24М / Су-24М2.
Конструкция самолета
Конструкция самолета - высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта консоли крыла устанавливаются в одно из четырёх положений:
- 16° - на взлёте и при посадке;
- 36° - в крейсерском дозвуковом полёте;
- 45° - при боевом маневрировании;
- 69° - при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.
На самолёте используется трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, управление двойное.
Двигательная установка
2 х ТРДФ АЛ-21Ф-3А / АЛ-21Ф-31 с тягой по 7800 кг, на форсаже - 11500 кг.
ТТХ самолета
Экипаж - 2 чел
Длина - 24,59 м Размах крыла - 10,37 - 17,64 м Высота - 6,19 м Площадь крыла - 51 - 55 кв.м
Колея шасси - 3,31 м
База шасси - 8,51 м Масса взлетная максимальная - 39 700 кг Масса посадочная - 25 500 кг (норма)
Масса пустого самолета - 22 300 кг Масса топлива - 9 850 кг
Масса полезной нагрузки - 8 100 кг Дальность перегоночная: - 2500 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ) - 4270 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ и одной дозаправкой) Боевой радиус действия:
- 390 км (высота полета 200 м, с подвесным вооружением и без ПТБ)
- 560 км (высота полета 200 м, с нагрузкой 3000 кг и с 2 х 3000 л ПТБ) Скорость максимальная:
- 1325 км/ч (с ПТБ у земли)
- 1365 км/ч (без подвесок у земли)
- 2120 км/ч (без подвесок на высоте 13000 м) Потолок практический - 16 000 м
Специальные системы и оборудование
- цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24М "Тигр" с БЦВМ и инерциальной системой МиС-П и автоматической системой управления САУ-6М1
- РЛС переднего обзора ЛО-81
- совмещенная лазерно-телевизионная прицельно-целеуказательная система "Кайра-24"
- всеракурсный ИК-пеленгатор БКО
- система управления оружием СУО-1-6М
- система ближней навигации "Клистрон" (включает автоматический радиокомпас АРК-15М и ответчик СО-69)- радиолокационная станция бокового обзора "Штык"
- бортовой комплекс защиты от ПВО "Карпаты" включает в себя станцию предупреждения об облучении РЛС СПО-15С "Береза", ИК-датчик пусков ракет ЛО-82 "Мак" (БКО), станцию активных помех СПС-161 и устройство выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек АПП-50
- установлена убирающаяся в фюзеляж штанга дозаправки ФШП-5М
- под фюзеляжем может устанавливаться агрегат дозаправки УПАЗ-А (обеспечивает перекачку до 9000 кг топлива другому самолету)
- катапультные кресла К-36ДМ
Модификации:
Су-24М (изделие 44) - основная модификация фронтового бомбардировщика.
Су-24МП (изделие "46", прототипы Т-6МП-25 и Т-6МП-35) - самолет постановщик помех. Разработка начата в 1976 г., первый полет прототипа - декабрь 1979 г., в серии с 1983 г. Замена Як-28ПП. Всего выпущено 10 самолетов.
Су-24МР(изделие "48") - тактический разведчик. Всего за все время выпущено 130 самолетов.
Су-24МК - экспортная "коммерческая" модификация Су-24М (первый полет - 1987 г., в серии с 1988 г.), установлено упрощенное оборудование, другая РЛС.
- Су-24М2 - модернизированный бомбардировщик Су-24М. разработан в 1999 г. Первый полет совершил в 2001 г. Установлена новая цифровая навигационная система, обеспечивающая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, длительный полёт на высотах 30-50 м и кратковременно на высотах 10-30 м. По состоянию на 2011 г. в ВВС около 200 Су-24М планируется модернизировать по стандарту Су-24М2.
"Новый оборонный заказ. Стратегии"