Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой  геометрией крыла 

Ту-160 создан  в ОКБ ММЗ «Опыт» А. Н. Туполева, главный конструктор Валентин Иванович Близнюк. Предварительные проработки проекта  самолета с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта «изделия 70» начато в 1975  г.  по  Постановлению Совмина СССР от 26 июня 1974 г. и Постановлению Совмина СССР № 1040-348 от  19.12.1975  г.

Разработка эскизного проекта и создание полноразмерного макета будущего Ту-160 были выполнены в 1976—1977 годах.

Производство первых прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 — предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ «Опыт». Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиационном заводе № 22. В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле состоялась 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. самолет под управлением экипажа летчика-испытателя Б. И. Веремея совершил первую пробежку.

Ту-160 (фото Сергей Бровко, 21.03.2008 г.)

Ту-160 (фото Сергей Бровко, 21.03.2008 г.)

Первый полет  самолета 70-01 состоялся  18 декабря 1981 г. (экипаж Б. И. Веремея, второй пилот С. Т. Агапов, штурманы — М. М. Козел, А. В. Еременко). В том же году на Казанском авиазаводе было начато производство двух опытных серий (8 самолетов). Программа летных испытаний Ту-160 опытной серии была начата в 1983 г. Первый полет предсерийного Ту-160 (70-03) — 6 октября 1984 г.  Первый полет первого серийного Ту-160  (самолет 101 из первой опытной серии) — 10.10.1984 г., второго (№ 102) — 16.03.1985 г., третьего (№201) — 25.12.1985 г., четвертого (№ 202) — 15.08.1986 г. Головной  Ту-160 (№ 70-01) впервые достиг скорости звука в ходе испытаний в феврале 1985 г. В ходе испытаний потерян один самолет (№ 102, весна 1987 г., экипаж катапультировался).

Первые два Ту-160 опытной серии поступили в 184-й гвардейский  полк ДА ВВС СССР в Прилуках на Украине 17 апреля 1987 г. до завершения государственных испытаний. Крупносерийное производство Ту-160С (наименование в серии) на заводе им. С. П. Горбунова в г. Казани начато в мае 1987 г. Государственные испытания Ту-160 завершились в 1989 г. пусками ракет Х-55. Ту-160 принят на вооружение ВВС России 30 декабря 2005 г.

На самолете установлено 44 мировых рекорда (см. сайт ФАИ).

 

Ту-160 в ВВС России

По состоянию на 2017—2020 г.г. 11 самолетов Ту-160 вооруженных крылатыми ракетами Х-55 / Х-555 и Х-101 / Х-102 входят в состав 121-го Гвардейского полка дальней авиации (6950-я Гвардейская авиационная база, г. Энгельс). Ракеты Х-101 / Х-102 могут применять Ту-160 прошедшие модернизацию (2006 г. и позже). В 2017 г. начаты работы по подготовке возобновления серийного производства Ту-160.  Первый прототип Ту-160М — самолет с серийным №804 поднялся в воздух в январе 2018 г. К весне 2020 г. подписан контракт на выпуск 10 самолетов Ту-160М («Изделие 70М») установочной серии.

Конструкция самолета

Самолет классической аэродинамической схемы с интегральная конструкцией фюзеляжа, крылом изменяемой стреловидности, дифференциальным цельноповоротным стабилизатором и цельноповоротной верхней частью киля. Основной деталью конструкции корпуса самолета является большая титановая балка сложной конфигурации вокруг которой строится конструкция центроплана самолета. Два отсека для размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Самолет оборудован приемным устройством дозаправочной системы типа «шланг-конус».

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.