122-мм гаубица
Д-30 / 2А18 разработана в конце 1950-х годов ОКБ-9 под руководством Ф. Ф. Петрова. Гаубица принята на вооружение и серийно производится с 1962 г. артиллерийским заводом № 9 (Екатеринбург, ныне — АО «Завод № 9»).
Главным отличием от орудий, состоявших ранее на вооружении Советской армии, стала установка орудия на лафет из трёх станин, которые расставлялись на угол 120°, что повышало устойчивость орудия при круговом обстреле. Также новшеством стало буксирование орудия вперёд стволом. При приведении орудия в боевое положение, корпус орудия приподнимался домкратом с упором на грунт опорной плитой. Колёса на поворотных осях откидывались вверх.
Одно из самых массовых послевоенных артиллерийских орудий. К 1994 г. производство базовой модели гаубицы Д-30 в России прекращено.
122-мм гаубица Д-30 (фото Виталия Рагулина, http://dervishv.livejournal.com/)
Гаубицы Д-30 в ВС России
По состоянию на 2017 г. в строевых частях Вооруженных Сил России и на хранении находится более 5000 гаубиц Д-30, которые являются одной из наиболее массовых артиллерийских систем.
Конструкция пушки
Особенностью гаубицы является трехстанинный лафет, обеспечивает круговое наведение орудия в горизонтальной плоскости. Орудие оснащено небольшим щитом. Транспортное положение гаубицы - стволом вперед. Гаубица буксируется за ствол.
Модификация Д-30А отличается использованием двухкамерного дульного тормоза вместо щелевого.
Транспортировка гаубиц Д-30 в ВС России в 2000-е годы осуществляется тягачом Урал-4320.
Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.