Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Аэробаллистическая ракета

Х-15 разрабатывалась МКБ "Радуга"  под общим руководством главного конструктора И.С. Селезнева. Разработка ракеты близкой по принципу действия и конструкции к аэробаллистической ракете SRAM (США) начата в 1974 году. Назначение ракеты Х-15 - поражение стационарных площадных целей - военно-промышленных объектов, баз ВВС и ПВО, РЛС, командных пунктов и т.п. В процессе создания появился противокорабельный вариант Х-15С.

В 1978 г. изготовлены первые опытные образцы ракеты и начато освоение серийного производства ракеты на Дубненском машиностроительном заводе. В 1986 г. ракеты начали поступать в части Дальней Авиации. Из-за задержки с доводкой ракетного комплекса ракетами Х-15 оснащались только  несколько десятков последних серийных самолетов Ту-22М3. Доработка ранее выпущенных самолетов не осуществлялась. Так же доработка комплекса задержала и освоение ракет строевыми экипажами - только в декабре 1988 г. первые пуски осуществили летчики 200-го ТБАП.

Ракета принята на вооружение в 1988 г. и впервые публично была  показана в марте 1992 г. на показе техники для глав стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия).

Ракеты Х-15 на барабанной подвеске МКУ-6-1 в фюзеляже Ту-22М3 и 2 ракеты Х-22 на наружной подвеске (Ракеты типа Х-15. // Авиация и космонавтика. №9 / 2005 г.)

Ракеты Х-15 на барабанной подвеске МКУ-6-1 в фюзеляже Ту-22М3 и 2 ракеты Х-22 на наружной подвеске (Ракеты типа Х-15. // Авиация и космонавтика. №9 / 2005 г.)

 

Х-15 в ВВС СССР и России

Ракеты Х-15 успели поступить на вооружение Дальней Авиации ВВС СССР и состояли на вооружении до начала 2000-х годов. Штатными носителями были Ту-22М3 и Ту-160. Вероятно, по истечении гарантийного срока хранения твердотопливных ракет они были сняты с вооружения.

 

Конструкция ракеты

Ракета выполнена с несущим корпусом цилиндрической формы и тремя аэродинамическими рулями. Отсек полезной нагрузки и приборный отсеки выполнены в виде цельносварной конструкции из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть - из сплавов ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию. Рули полностью поворотные, изготовлены из титанового сплава ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов - из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. 

 

Двигательная установка

Двигатель твердотопливный двухсекционный двухразового включения "160" / 9А2001 разработки Моторостроительного Проектного Бюро (с 1986 г. ОКБ "Союз"). Двигатель включал в себя две секции - стартовую и маршевую, разделенные перегородками и оснащенные каждая своей системой зажигания. Топливо - смесевое, с отливкой непосредственно в корпус двигателя с профилированным внутренним каналом звездообразного сечения.

 
На стратосферном участке траектории ракета управлялась двигательной установкой реактивной стабилизации (ДУРС) "161" / "160.10" / 9Ж2001, сопла которой (на схеме обозначены как пиросвечи ДУРС, см.выше) были установлены параллельно аэродинамическим рулям и качались вместе с ними. ДУРС представлял из себя своего рода треугольник, образованный тремя газовыми колонками, соединёнными коллектором.

ТТХ ракеты Х-15

Длина - 4780 мм
Размах крыла - 920 мм 
Диаметр корпуса – 455 мм

Масса - 1200 кг 
Масса боевой части - 150 кг 

Скорость полета - до 5 М

Высота пуска - 300 - 22 000 м
Высота полета - до 40 000 м Дальность действия - до 300 км
Компоновка и боковая проекция ракеты Х-15 (рисунок И.Приходченко, из статьи Марковский В., Перов К., Авиационные крылатые ракеты. // Авиация и космонавтика. N 10 / 2005 г.)

Компоновка и боковая проекция ракеты Х-15 (рисунок И.Приходченко, из статьи Марковский В., Перов К., Авиационные крылатые ракеты. // Авиация и космонавтика. N 10 / 2005 г.)

 


Боевое оснащение

Базовый вариант ракеты Х-15 оснащался термоядерной БЧ; учебные ракеты оснащались имитатором специальной БЧ и фугасным зарядом для контроля попадания. Противокорабельный вариант ракеты Х-15С оснащался проникающей фугасной БЧ.

 

Система управления и наведение

Система управления автономная инерциальная, но с разными дополнительными системами наведения на вариантах ракет:

1) ПКР - активная РЛ ГСН миллиметрового диапазона;
2) Анти-РЛС - пассивная РЛ ГСН

Предполагалось применение ракеты по разным типовым траекториям от полета на малой высоте до баллистического высотного полета на максимальной скорости.

Модификации:

Х-15 - ударная аэробаллистическая ракета с термоядерной боевой части для вооружения самолетов Дальней Авиации.

Х-15С - противокорабельный вариант ракеты.

Х-15П - противорадиолокационный вариант ракеты.

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Партнеры