Противокорабельная авиационная ракета 

Х-35 "Уран" разработана ОКБ "Звезда", которое ныне входит в состав концерна КТРВ. Проработка создания ракеты аналогичной американской унифицированной по типам базирования противокорабельной ракеты "Гарпун" начата в 1977 году. Решение о создании ракеты для корабельного ракетного комплекса "Уран" принято Постановлением ЦК КПСС от 16 марта 1983 г. после изучения опыта применения ПКР "Экзосет" в ходе англо-аргентинского конфликта (май 1982 г.). Генеральный конструктор - В.Н.Бугайский (позже - В.Г.Галушко). Главный конструктор комплекса - Георгий Иванович Хохлов. Главный конструктор направления в концерне КТРВ на 2015 г. - Николай Анатольевич Васильев. Первый вариант эскизного проекта ракеты рассмотрен в 1983 г. 

Первый успешный пуск с полигонной наземной пусковой установки проведен 5 ноября 1985 г. на полигоне 31-го испытательного центра Министерства обороны СССР (Феодосия, Крым). Первый публичный показ ракеты состоялся на выставке "Мосаэрошоу-1992". Полноценные испытания авиационного варианта ракеты завершены в 2005 г. 

Ракета Х-35 предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.

Испытания ракеты Х-35У с носителя МиГ-29КУБ (Вестник КТРВ. №8 / 2015 г.)

Испытания ракеты Х-35У с носителя МиГ-29КУБ (Вестник КТРВ. №8 / 2015 г.)

 

Ракета Х-35 "Уран" носит наименование НАТО AS-20 KAYAK.

 

Х-35 в ВВС России

Авиационный вариант ракеты Х-35 может применяться с самолетов ВВС и ВМФ России типа Су-24М, Су-30, МиГ-29К, Су-35С, Ту-142 и Ил-38 (после доработки). Вертолетный вариант ракеты применяется с вертолетов Ка-27 и Ка-52К.

Конструкция ракеты

Ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с двигателем расположенным в хвостовой части ракеты с подфюзеляжным воздухозаборником.

Крылья авиационного варианта ракет цельные, не раскладывающиеся у ракет Х-35 и раскладывающиеся у ракет Х-35У. Модернизированные ракеты предназначены в том числе для применения из внутренних отсеков вооружения самолетов 6-го поколения.  Для снижения веса конструкции корпус выполнен сварным из алюминиевых сплавов и не имеет эксплуатационных разъемов.

Двигательная установка

Стартовый твердотопливный двигатель - применяется на всех вариантах ракеты кроме авиационного для пуска с самолетов. На вертолетном варианте уменьшен суммарный импульс двигателя.

Маршевый двигатель - малогабаритный ТРДД, запуск двигателя после старта производится с помощью пиростартера.

ТТХ ракеты Х-35

Длина - 3,85 м  
Размах крыла – 1,15 м
Диаметр корпуса - 420 мм

Масса стартовая:
- самолетный вариант - 520 кг
- вертолетный вариант - 610 кг
Масса боевой части - 145 кг 

Скорость максимальная - 240-270 м/с

Высота полета - 10-15 м

Дальность действия:
- 130 км (Х-35)
- 260 км (Х-35У)
Устройство ракеты Х-35. Цифрами на схеме обозначены:  1 - головка самонаведения АГРС-35, 2 - проникающая боевая часть, 3 - инерциальная система управления; 4 - топливный бак, 5 - маршевый ТРДД, 6 - аэродинамические рули, 7 - стартовый РДТТ, 8 - стабилизаторы стартового РДТТ, 9 - рулевые машинки, 10 - механизм подачи топлива, 11 - воздухозаборник

Устройство ракеты Х-35. Цифрами на схеме обозначены: 1 - головка самонаведения АГРС-35, 2 - проникающая боевая часть, 3 - инерциальная система управления; 4 - топливный бак, 5 - маршевый ТРДД, 6 - аэродинамические рули, 7 - стартовый РДТТ, 8 - стабилизаторы стартового РДТТ, 9 - рулевые машинки, 10 - механизм подачи топлива, 11 - воздухозаборник

 


Боевое оснащение

Ракета оснащается осколочно-фугасной боевой частью в проникающем кожухе.
Проекции ракет Х-35 и Х-35Э морского и вертолетного вариантов компоновки

Проекции ракет Х-35 и Х-35Э морского и вертолетного вариантов компоновки

 

Система управления и наведение

Система управления инерциальная с использованием ЭВМ, радиовысотомера и автопилота. 
Головка самонаведения - активная радиолокационная АРГС-35 разработки ОАО НПП "Радар-ММС".
Пуск Х-35 может осуществляться в направлении расчетного места атакуемого корабля. Профиль полета программируется и включает в себя доворот на цель, поисковый режим (маневр "змейка" для обнаружения и захвата корабля РГСН), снижение для уменьшения радиолокационной и визуальной заметности, подскок и атаку с пикирования, особенно эффективную для поражения маневрирующей цели.

Модификации:

Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 - корабельный ракетный комплекс с противокорабельной ракетой.

Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 - авиационный вариант ракетного комплекса. При пуске с самолетов ракета не оснащается стартовым РДТТ.

Комплекс 3К60 "Бал", ракета Х-35 / 3М24  - ракетный комплекс береговой обороны. 

Ракета Х-35У / Х-35УЭ - модернизированный "усовершенствованный" вариант ракеты, В 2015 г. сообщалось, что авиационная версия ракеты успешно прошла летные испытания. 

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры