Крылатая ракета большой дальности 

Х-555 разработана в МКБ "Радуга" в качестве неядерной крылатой ракеты большой дальности на базе стратегической крылатой ракеты с увеличенной дальностью полета Х-55СМ.  Ракета оснащена улучшенной более современной системой наведения.

Летные испытания ракет Х-555 проводились в ГЛИЦ им.Чкалова в Ахтубинске в 2002 г. Завершающие пуски Государственных испытаний Х-555 начатых в 2004 г., выполнены 16.08.2005 г. по полигону Пембой (Воркута) с самолетов Ту-160 "Павел Таран", "Александр Голованов" и "Александр Молодчий".

Ракета принята на вооружение дальней авиации ВВС России и в 2015 г. применялась в ходе контртеррористической операции по целям в Сирии.

Применение ракеты Х-555 по целям в Сирии с самолета-носителя Ту-95МС, 17.11.2015 г. (кадры видео Министерства обороны России)

Применение ракеты Х-555 по целям в Сирии с самолета-носителя Ту-95МС, 17.11.2015 г. (кадры видео Министерства обороны России)

На западе ракеты Х-555 получили обозначение AS-15 KENT-C. 

 

Х-555 в ВВС России

Ракеты Х-555 состоят на вооружении самолетов дальней авиации России и с 2015 г. применялись в ходе контртеррористической операции в Сирии. Носителями ракет Х-555 являются самолеты:

Ту-95МС - тяжелый бомбардировщик. Самолет выпускался в двух вариантах - Ту-95МС-6 (только внутрифюзеляжная подвеска 6 ракет на МКУ) и Ту-95МС-16 (внутри фюзеляжа 6 ракет и 10 ракет под крылом, ракет Х-55СМ / Х-555 - под крылом не более 8). До 1991 г. ВВС СССР получили 27 самолетов Ту-95МС-6 и 56 Ту-95МС-16 (по данным договора СНВ-1), несколько самолетов переданы ВВС в течение 1992 г.

Ту-160 - тяжелый бомбардировщик, несет внутри фюзеляжа 2 х МКУ-6-5, итого 12 ракет типа Х-55 / Х-55СМ / Х-555.

 

Конструкция ракеты

Ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Плоскости крыла до пуска складываются в фюзеляж, помещаясь одна над другой. При выпуске плоскости оказываются на разной высоте относительно строительной горизонтали изделия, фиксируются с разными углами установки, из-за чего в полетной конфигурации ракета  становится асимметричной. Хвостовое оперение выполнено складным - все его поверхности являются рулевыми цельноповоротными.

Двигатель ракеты при пуске выдвигается из фюзеляжа вниз под действием толкателя пиропатрона, после чего открывающиеся створки люка  закрывают проем обжимая пилон двигателя. 

Конструкция фюзеляжа оптимизирована для снижения радиолокационной заметности - щели закрываются крышками, на поверхности минимальное количество отверстий и выступающих элементов. Обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов.

Ракеты Х-55СМ и Х-555 оборудованы конформными топливными баками. Так же ракета Х-555 оснащена носовым аэродинамическим дестабилизатором - видимо для компенсации изменения центровки ракеты из-за использования обычной боевой части. 

 

Двигательная установка

Маршевый - 1 х малогабаритный ТРДД  ТРДД Р-95ТМ-300 / изделие 95 тягой 400 кг. Двигатель разработан МНПО "Союз", главный конструктор - О.Н.Фаворский. Двигатель является ТРДД с кольцевой камерой сгорания. Компрессор низкого давления - двухступенчатый вентилятор, компрессор высокого давления - семиступенчатый осевой компрессор. Маслосистема автономная. Запуск ТРДД осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. Для выполнения полетной программы и регулирования Р-95-300 оборудован современной автоматической электронно-гидромеханической системой управления и встроенным электрическим генератором РДК-300 мощностью 4 кВт. 

 

ТТХ ракеты Х-555

Длина - 6,04 м
Размах крыла - 3,1 м 
Ширина корпуса – 0,77 м
Диаметр основной части корпуса – 0,514 м

Масса - 1500 кг 
Масса боевой части - 410 кг 

Скорость крейсерская - 720-830 км/ч
Скорость носителя при пуске - 540-1050 км/ч

Высота полета - 40-110 м

Дальность действия - не менее 2000 км

КВО - 20 м или меньше
Компоновка ракеты Х-55 - прототипа ракеты Х-555 (рисунок И.Приходченко, Авиация и Космонавтика №10 / 2005 г.)

Компоновка ракеты Х-55 - прототипа ракеты Х-555 (рисунок И.Приходченко, Авиация и Космонавтика №10 / 2005 г.)

 


Боевое оснащение

ракета может оснащаться несколькими типами боевых частей:
- фугасная боевая часть;
- проникающая боевая часть;
- кассетная боевая часть с осколочными, фугасными или кумулятивными элементами.
Х-555 на подвеске в отсеке  Ту-160 (опубликовано 30.11.2009 г. в http://www.aviationweek.com)

Х-555 на подвеске в отсеке Ту-160 (опубликовано 30.11.2009 г. в http://www.aviationweek.com)

 

Система управления и наведение

Согласно информации из открытых источников ракета оснащена системой управления с "инерциально-допплеровской системой наведения, сочетающей коррекцию по рельефу местности с оптико-электронным коррелятором и спутниковой навигацией".

Модификации:

Х-55 / изделие 120 / РКВ-500А - первая советская серийная крылатая ракета большой дальности.

Х-55ОК / изделие 121 - опытная крылатая ракета большой дальности с системой управления с использованием оптической корреляции текущего изображения местности с эталонной фотоматрицей участка коррекции маршрута полета.

Х-55М / изделие 124 - проект модернизации крылатой ракеты большой дальности.

Х-55СМ / изделие 125 / РКВ-500Б - крылатая ракета с увеличенной дальностью полета. Оборудована накладными (конформными) топливными баками. Принята на вооружение в 1987 г.

Х-65 / Х-65Э - проект крылатой ракеты с неядерной боевой частью. Проект не реализован. 

Х-555 - серийная крылатая ракета большой дальности с неядерной боевой частью и улучшенной системой наведения. Конструктивно подобна ракете Х-55СМ.

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Партнеры