Беспилотный летательный аппарат 

"Скат" разрабатывается в качестве перспективного малозаметного ударного беспилотного аппарата РСК "МиГ".  Разработка была начата в инициативном порядке в 2005 г.  Беспилотник предназначен для нанесения ударов по заранее разведанным целям (например, по средствам ПВО), а также для применения в условиях сильного противодействия средств ПВО противника. В кооперации по разработке проекта БПЛА "Скат" участвовали ЦАГИ, 2-й ЦНИИ Министерства обороны России, концерн радиостроения "Вега", ГосНИИАС.

Полноразмерный макет БПЛА "Скат" построен на опытном производстве РСК "МиГ" летом 2007 г. и впервые показан группе журналистов в рамках авиасалона МАКС-2007 в Жуковском в одном из ангаров РСК "МиГ".  Программа создания БПЛА предполагала создание пилотируемого прототипа "Скат-ПД" ("пилотируемый демонстратор") и затем беспилотного прототипа БПЛА "Скат-Д" ("демонстратор"). В 2007 г. оценка сроков создания прототипов и начала летных испытаний БПЛА "Скат" была весьма оптимистичной (2-3 года). Предполагалось так же, что БПЛА может быть предложен иностранным заказчикам.

Позже работы по проекту были заморожены, но по состоянию на 2019 г. ожидалось утверждение тактико-технического задания на "Скат" от Министерства обороны России. Даже в случае прекращения работ по проекту его результаты могут быть использованы при создании новых моделей ударных и не только БПЛА. 

Ударный беспилотник "Скат" (фото - Антон Денисов, РИА Новости)

Ударный беспилотник "Скат" (фото - Антон Денисов, РИА Новости)

 

БПЛА "Скат" в ВВС России

Появление в составе ВВС малозаметного ударного беспилотника способного применять управляемые ракеты могло бы заметно изменить облик и тактику применения авиации в конфликтах малой интенсивности, а в полномасштабных конфликтах позволило бы решать задачи прорыва ПВО противника во взаимодействии с пилотируемой авиацией.  Беспилотные аппараты типа "Ската" могли бы автономно использоваться так же для проведения высокоточных ударных миссий по особо важным целям. 

Конструкция БПЛА

БПЛА выполнен по аэродинамической схеме "летающее крыло", хвостовое оперение отсутствует. В конструкции планера широко использованы композиционные материалы. Конструкция аппарата так же разработана с учетом снижения радиолокационной заметности за счет форм элементов планера и мест их сопряжения. Управление летательного аппарата по крену и тангажу, торможение осуществляется с помощью управляющих поверхностей на крыле БПЛА. На центроплане так же имеются дополнительные аэродинамические поверхности.

Шасси классическое трехопорное с управляемой носовой стойкой. На каждой стойке шасси по одному колесу

Двигательная установка

ТРДД РД-5000Б тягой 5040 кг (модификация ТРДДФ РД-93 для экспортных и зарубежных однодвигательных самолетов). Двигатель оборудован плоским соплом. Воздухозаборник лобовой нерегулируемый. Силовая установка разработана ОАО "Климов" (г.Санкт-Петербург) совместно с Тушинским МКБ "Союз". Серийное производство предполагается на ММП им. В.В.Чернышева. 

 

ТТХ БПЛА

Длина - 10,25 м
Размах крыла - 11,5 м
Высота - 2,7 м
Стреловидность крыла по передней кромке - 54 град.
Габариты отсека для полезной нагрузки (два отсека на БПЛА)
- 4400 х 650 х 750 мм

Масса максимальная взлетная
- 10000 кг
Масса полезной нагрузки максимальная
- 2000 кг

Скорость максимальная
- 800-850 км/ч (0.8М)
Дальность практическая
- 4000 км
Потолок практический
- 12000 м

 

Макет БПЛА "Скат", Раменское, 23 августа 2007 г. (фото - Сергей Кузнецов, http://www.airwar.ru)

Макет БПЛА "Скат", Раменское, 23 августа 2007 г. (фото - Сергей Кузнецов, http://www.airwar.ru)

 

Вооружение

Ракетно-бомбовое вооружение самолета размещается в двух внутренних отсеках. Аппарат может нести:
- противорадиолокационные ракеты типа Х-31П или подобные им
- корректируемые авиабамбы типа КАБ-500Кр или подобные им

 


Макет БПЛА "Скат", Раменское, 23 августа 2007 г. (фото - Сергей Кузнецов, http://www.airwar.ru)

Макет БПЛА "Скат", Раменское, 23 августа 2007 г. (фото - Сергей Кузнецов, http://www.airwar.ru)

 

 

Оборудование

БПЛА должен быть оборудован комплексом оптико-телевизионного оборудования с системой передачи в реальном времени, радиолокационной станцией и другим, соответствующим таким аппаратам, радиотехническим оборудованием. Разработку оборудования для "Ската" планировали вести концерн радиостроения "Вега", а так же ОКБ "Русская авионика".

Модификации:

"Скат" - проект малозаметного ударного беспилотного аппарата.

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Партнеры