Дальний истребитель-перехватчик 

МиГ-31М / изделие 05 был разработан КБ авиазавода "Сокол" совместно с ОКБ Микояна и Гуревича в качестве усовершенствованного варианта истребителя-перехватчика МиГ-31 в инициативном порядке. Разработка начата в 1984 г., главный конструктор - Е.И.Миндров. Модернизация преследовала основной своей целью облегчение конструкции и улучшение технологичности производства самолета. На первом прототипе по сравнению с базовым МиГ-31 значительно изменена топливная система - объем топлива во внутренних баках увеличен на 1500 л, что привело к изменению центровки самолета и ухудшило устойчивость и управляемость. Также на МиГ-31М значительно обновлено бортовое оборудование и модернизирована система вооружения.

Первый летный прототип МиГ-31М №05-01-01 собран авиазаводом "Сокол"  в 1984 г. и для окончательной сборки доставлен в Москву на опытное производство ОКБ МиГ - завод "Зенит". Первый летный прототип МиГ-31М борт №051 совершил первый полет 21 декабря 1985 г. (экипаж в составе летчика-испытателя Бориса Орлова и штурмана-испытателя Леонида Попова). В испытаниях были задействованы самолеты с бортовыми номерами 053, 054, 055, 056 и 057. Испытания проводились на базе ВВС в Ахтубинске. В ходе испытаний были потеряны самолеты №051 и 052. Государственные испытания МиГ-31М завершились в апреле 1994 г. успешным поражением учебной воздушной цели на удалении 300 км. 

Первый публичный показ МиГ-31М (борт №057) состоялся в марте 1992 г. на аэродроме Мачулище (Минск) в ходе демонстрации новейшей авиационной техники руководителям стран СНГ. Серийное производство МиГ-31М из-за отсутствия финансирования начато не было и в конце 1990-х годов для реализации была выбрана программа модернизации ранее построенных МиГ-31.  

 

МиГ-31М с ракетами К-37 под фюзеляжем и Р-73 под крылом (Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г.)

МиГ-31М с ракетами К-37 под фюзеляжем и Р-73 под крылом (Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г.)

МиГ-31М на Западе получил наименования Foxhound-B и иногда именовался как Improved Foxhound.

 

МиГ-31М в ВВС России

Несмотря на успешное завершение Государственных испытаний в 1994 г. самолет не был принят на вооружение ВВС России и остался в малой заводской серии, которая строилась для проведения испытаний. 

 

Конструкция самолета

Конструкция выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным крылом двухкилевым вертикальным и цельноповоротным дифференциальным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси. Конструкция в основном аналогична самолету МиГ-31. Крыло имеет развитые наплывы, гаргрот увеличен за счет размещения в нем топливного бака на 300 л. Обтекатель антенны РЛС наклонен вниз на 7 град по отношению к продольной оси самолета для улучшения обзора из кабины летчика вниз-вперед, обтекатель имеет больший диаметр. Штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе перенесена на правый борт. Двигатели разнесены на большее расстояние от продольной оси самолета, увеличена площадь рулей направления. На седьмом прототипе на концах крыльев устанавливались сигарообразные контейнеры с аппаратурой РЭБ, для увеличения путевой устойчивости в хвостовой части контейнеры имели вертикальные поверхности треугольной формы ("ласты").

Изменена кабина - площадь остекления правой стороны фонаря кабины штурмана уменьшена для создания эффекта "темной кабины", облегчающего работу с индикаторами тактической обстановки, в то же время площадь остекления фонаря кабины летчика увеличена за счет установки монолитного козырька фонаря кабины. Миг-31М не имеет двойного управления, органы управления полетом самолета в кабине штурмана отсутствуют. 

 

Двигательная установка

2 х ТРДДФ (двухконтурные ТРД с форсажной камерой) Д-30Ф6М с тягой по 15500 кг на форсаже и с максимальной тягой 16330 / 16500 кг.

ТТХ самолета

Экипаж - 2 чел (пилот и штурман-оператор систем вооружения)
Длина: 
- 22,69 м (с ПВД)
- 21,62 м (без ПВД)
Размах крыла - 13,656 м
Высота - 6,15 м
Площадь крыла - 61,6 кв.м
Масса максимальная - 51500 кг
Масса нормальная - 45900 кг
Масса пустого - 21900 кг
Масса топлива - 17600
Масса полезной нагрузки - до 9000 кг

Скорость максимальная - 3000 км/ч (2,83 М на высоте)
Скорость крейсерская - 2550 км/ч (2,35 М)

Дальность - 3000 км (максимальная)
Потолок  - 20600 м (практический)

Максимальная эксплуатационная перегрузка - 4,3 G 

 

Проекции МиГ-31М

Проекции МиГ-31М

 


Вооружение

Артиллерийское вооружение отсутствует.

Ракетное вооружение размещается на 6 точках подвески под фюзеляжем и 4 под крылом
Варианты:
Ракеты "воздух-воздух" большой дальности Р-37 подвешиваются под фюзеляжем в полуутопленном положении на катапультных пусковых установках АКУ-610;
Ракеты "воздух-воздух" средней и малой дальности Р-60, Р-73 и Р-77 подвешиваются на 4 узла подвески под крылом (ракеты типа Р-60 на двойном узле подвески АПУ-60-II). 
МиГ-31М борт №057 в Раменском, август 1997 г. (фото - Максим Брянский, http://www.foxbat.ru/)

МиГ-31М борт №057 в Раменском, август 1997 г. (фото - Максим Брянский, http://www.foxbat.ru/)

 

Оборудование

Импульсно-доплеровская РЛС "Заслон-М" с ФАР разработки НИИП,  потенциал РЛС "Заслон" самолета МиГ-31 превышает на 150-200%.
Диаметр антенны - 1,4  м
Дальность обнаружения целей - 320 км
Количество одновременно сопровождаемых целей - 24 по одним и 29 по др.данным
Количество одновременно атакуемых целей - 12Новая  оптико-электронная система (теплопеленгатор 42П совмещенный с лазерным дальномером), расположена перед козырьком кабины. 
Количество автоматически сопровождаемых целей - 6
Комплекс средств радиоэлектронного противодействия обеспечивает идентификацию и слежение за 30 объектами.

 В прицельно-навигационном комплексе используется несколько БЦВМ.

Кабина оснащена 4 LCD-экранами и индикатором на лобовом стекле. 

Система управления самолетом - механическая с гидроусилителями.

Катапультные кресла К-36ДМ.

 

Модификации:

МиГ-31 (серийный №05-03) - доработанный Нижегородским авиазаводом в инициативном порядке серийный самолет МиГ-31. Модернизирована конструкция планера, другие системы. основная цель модернизации - улучшение технологии производства и технологичности обслуживания самолета. Изменена система топливной автоматики. Позже самолет участвовал в программе испытаний МиГ-31М.

МиГ-31М - модернизация МиГ-31, изменения в вооружении и оборудовании (новая РЛС), первый полет совершил в 1986 г., первое упоминание в прессе - 1990 г., по состоянию на 1995 г. выпускается малой серией на Нижегородском авиазаводе "Сокол", увеличены наплывы в корневой части крыла,  изменено  остекление кабины,  увеличены размеры гаргрота, увеличен угол наклона вниз носовой части.

МиГ-31МД - развитие МиГ-31М ("М доработанный"),  существование не подтверждено, якобы 6 узлов подвески под крылом, первое упоминание в СМИ - 1990 г.

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры