Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

swedenSaab JAS 39 GRIPEN

Многоцелевой истребитель

Saab JAS 39 Gripen - легкий сверхзвуковой многоцелевой истребитель разработки и производства шведской аэрокосмической компании Saab AB. Самолет относится к 4-му поколению реактивных истребителей, оснащен треугольным крылом и выполнен по аэродинамической схеме «утка». Самолет серийно производится и поставляется Швецией разным странам мира.

 

Разработка истребителя нового поколения на замену самолетов Saab 35 Draken и Saab 37 Viggen для ВВС Швеции была начата в 1979 году. Первый полет нового самолета JAS 39 состоялся в 1988 году, а поставка первого серийного самолета ВВС произошла в 1993 году. Официально самолет принят на вооружение ВВС Швеции в 1996 году. Модернизированные варианты, отличающиеся более совершенной авионикой и доработками по улучшению летных характеристик начали поступать на вооружение в 2003 году. С целью выхода на международный рынок Saab сформировал партнерские компании и предпринял серьезные усилия по продвижению JAS 39 в странах Центральной Европы, Южной Африки и Юго-Восточной Азии.

Присоединитесь к телеграм-каналу «НОЗС» и читайте статьи «Каталога вооружений» без ограничений!

Чтобы получить полный доступ ко всем закрытым статьям сайта DFNC.RU, оформите подписку. Ознакомиться с тарифами можно по ссылке.

Наиболее серьезным развитием базовой модели самолета стала модификация Gripen NG («следующее поколение») или Super JAS - сегодня это самолеты JAS 39E/F. Saab приступил к их поставкам в 2019 г. Новые машины имеют более крупный фюзеляж, более мощный двигатель, увеличенную грузоподъемность вооружения, а также обновленные кабину, архитектуру авионики и систему радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Saab JAS 39E Gripen ВВС Бразилии, 2020 г. (https://en.wikipedia.org/)

Gripen – это многоцелевой истребитель, который выполнен как легкая и маневренная воздушная платформа для систем вооружений с передовой и гибкой электронной начинкой. Схема типа «утка» в сочетании с треугольным крылом обеспечивают хорошие летные данные во всем диапазоне скоростей полета. Аэродинамическая неустойчивость компенсируется электродистанционной системой управления и придает самолету повышенную маневренность. Самолет может выполнять устойчивый полет с углами атаки до 70-80 градусов. Также Gripen обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками и не требует больших бетонированных аэродромов.

Самолет несет разнообразное ракетно-бомбовое вооружение - ракеты класса «воздух-воздух», такие как AIM-9 Sidewinder, ракеты класса «воздух-земля» AGM-65 Maverick, противокорабельные ракеты RBS-15. В 2010 году ВВС Швеции завершили процесс модернизации вооружения MS19, обеспечив совместимость с целым рядом новых ракетных систем таких как ракета большой дальности MBDA Meteor, ракета малой дальности IRIS-T и бомба с лазерным наведением GBU-49.

Оборудование самолета включает внешние сенсорные модули для разведки и целеуказания, такие как модуль наведения LITENING от Rafael, система разведывательных модулей от Saab или цифровой совместный модуль разведки от Thales. Gripen оснащен интегрированным комплексом РЭБ. 

Saab описывает Gripen как «самолет с переменной ролью», заявляя, что он способен «мгновенно переключаться между ролями одним нажатием кнопки». Интерфейс человек/машина меняется при переключении между ролями – компьютер адаптирует его под новые ситуации и угрозы. 

Saab JAS 39E Gripen ВВС Швеции, 2023 г. (https://en.wikipedia.org/)

Модификации самолета:

  • Gripen A / JAS 39A - первая базовая одноместная модификация самолета, поступившая на вооружение ВВС Швеции в 1996 году. Часть самолетов модернизированы до уровня JAS 39C и JAS 39D
  • Gripen B / JAS 39B - двухместная учебно-боевая модификация. Снята пушка и внутренний топливный бак. Планер длиннее на 0,66 м
  • Gripen C / JAS 39C - модернизированный одноместный истребитель совместимый со стандартами НАТО. Обладает расширенными возможностями по вооружению и электронике. Оборудован дозаправкой топливом в полете. Впервые поставлен 6 сентября 2002 года.
  • Gripen D / JAS 39D - двухместный учебно-боевой вариант самолета JAS 39C.
  • Gripen NG (next generation) - демонстратор технологий Gripen Demo.  Отличается от JAS 39C более мощным двигателем General Electric F414G, радаром Raven ES-05 AESA, увеличенной емкостью топливных баков и большей полезной нагрузкой 
  • Gripen E / JAS 39E - одноместный истребитель на базе программы Gripen NG. Более высокая стоимость - 85 миллионов долларов США за единицу против 48 млн. долларов
  • Gripen F / JAS 39F - двухместная учебно-боевая модификация самолета JAS 39E. 

Демонстратор Saab Gripen NG, 2010 г. (https://en.wikipedia.org/)

Экспорт и операторы:

 Швеция - по состоянию на 2024 г. на вооружении 96 JAS 39C/D и 3 JAS 39E. Заказано и ожидается поступление 60 JAS 39E.

 Бразилия - по состоянию на 2024 г. в тестовой эксплуатации 6 JAS 39E. Всего заказано 100 JAS 39E и 8 JAS 39F со сборкой самолетов в Бразилии.

 Великобритания - 1 самолет JAS 39D используется для подготовки пилотов по международным программам в частной летной школе.

 Венгрия - по состоянию на 2024 г. на вооружении 12 JAS 39C и 2 JAS 39D.

 Таиланд - по состоянию на 2024 г. на вооружении 7 JAS 39C и 4 JAS 39D.

 Чехия - по состоянию на 2024 г. 12 JAS 39C и 2 JAS 39D на вооружении

 ЮАР - по состоянию на 2024 г. 24 ед. JAS 39C/D. но часть самолетов в небоеголовом состоянии.

Истребитель Saab JAS 39C ВВС ЮАР, 2011 г. (https://en.wikipedia.org/)

«Новый оборонный заказ. Стратегии»

Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта.
Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных и обработкой файлов «Cookie».
При отключении файлов «Cookie» некоторые функции сайта могут быть недоступны.
Принять