Многоцелевой палубный истребитель вертикального взлета и посадки 

Як-141 / Як-41М (изделие 48М) был разработан ОКБ Яковлева в качестве сверхзвукового многоцелевого самолета для вооружения авианесущих кораблей ВМФ СССР. Работы над проектом Як-41 стартовали в начале 1970-х годов. К 1982 г. планировалось вывести на испытания первую летную машину, но сложности с созданием поворотного сопла большого диаметра задержали работы и первый полет Як-41 состоялся только 9 марта 1987 г. (по самолетному профилю). В 1989 г. название самолета было изменено и был построен второй летный образец самолета. Новое название - Як-141. 29 декабря 1989 г. состоялся первый полет самолета в режиме висения. 13 июня 1990 г. - первый полет по полному профилю - с вертикальным взлетом и посадкой.

24 сентября 1991 г. оба экземпляра Як-141 прибыли в Североморск для испытаний на борту авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков». 26 сентября лётчиком А. А. Синицыным была совершена первая посадка на палубу авианесущего крейсера. Через час В. А. Якимов привёл второй самолёт. 30 сентября был осуществлён первый взлёт с авианесущего корабля.

5 октября 1991 г. при посадке на авианесущий крейсер из-за превышения скорости снижения произошла авария. летчик не пострадал, но самолет восстановлению не подлежал. Авария послужила поводом для прекращения программы создания Як-141.

Вертикальный взлет истребителя Як-141 (http://airwar.ru/)

Вертикальный взлет истребителя Як-141 (http://airwar.ru/)

Як-141 на Западе получил наименование Freestyle.

Як-141 в авиации ВМФ России

До осени 1991 г. планировалось участие Як-141 в Государственных испытаниях тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", но после аварии одного из самолетов 5 октября 1991 г. программа испытаний Як-141 была свернута, а в 1992 г. прекращена. ВМФ России 1990-х годов отказался от работ по созданию вертикально-взлетающих самолетов.

Конструкция самолета

Конструкция выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным крылом двухкилевым вертикальным и цельноповоротным дифференциальным горизонтальным оперением. Основной подъемно-маршевый двигатель расположен по центральной оси фюзеляжа, дополнительные подъемные двигатели расположены за кабиной пилота. Для маневрирования на режиме вертикального взлета и посадки самолет оборудован газоструйной системой управления с отводом газов от двигателей к управляющим соплам в разных точках планера и фюзеляжа.

Двигательная установка

1 х ТРДДФ (двухконтурный ТРД с форсажной камерой) Р79В-300 с управляемым вектором тяги с тягой 15 000 кг на форсаже и с максимальной тягой 10 977 кг.

2 х дополнительных подъемных двигателя РД-41 тягой  по 4100 кг.

ТТХ самолета

Экипаж - 1 чел
Длина - 18,3 м
Размах крыла:
- в сложенном виде - 5,9 м
- в полетном виде - 10,1 м
Высота - 5 м
Площадь крыла - 31,7 кв.м
Масса максимальная: 
- при укороченном взлете - 19 500 кг
- при вертикальном взлете - 15 800 кг
Масса пустого - 11 650 кг
Масса топлива - 4 400 кг

Скорость максимальная:
- 1800 км/ч (1,7 М на высоте)
- 1250 км/ч (1,05 М у земли)
Дальность - 1400 км (при вертикальном взлете, высотный профиль полета)
Потолок  - 15 000 м (практический)

Максимальная эксплуатационная перегрузка - 7 G 

Проекции и схемы Як-41М / Як-141 (http://airwar.ru/)

Проекции и схемы Як-41М / Як-141 (http://airwar.ru/)


Вооружение

Встроенная 30-мм пушка ГШ-30-1, боезапас 120 выстрелов.

Ракетное вооружение размещается на 4 точках подвески под крылом
Варианты:
Ракеты "воздух-воздух" средней и малой дальности Р-60, Р-73, Р-27 и Р-77 (ракеты типа Р-60 могут применяться на двойном узле подвески АПУ-60-II). 
Ракеты "воздух-земля" типов Х-25, Х-31 и Х-35 - противокорабельные и противорадиолокационные.
Один из прототипов Як-141 в полете (http://airwar.ru/)

Один из прототипов Як-141 в полете (http://airwar.ru/)

Оборудование

Система управления вооружением С-41М с многорежимной РЛС "Жук"
Дальность обнаружения целей - 80 км (ЭПР 3 кв.м)
Дальность обнаружения надводных целей - 110 км
Количество одновременно сопровождаемых целей - 10
Количество одновременно атакуемых целей - 4
Масса - 250 кг

 В прицельно-навигационном комплексе используется несколько БЦВМ

Кабина оснащена аналоговыми приборами, но на серийных самолетах планировалось использование многофункциональных индикаторов на ЭЛТ

Система управления самолетом - электродистанционная с трехкратным резервированием

Катапультное кресло К-36ЛВ.

Модификации:

Як-41 (изделие 48) - проект сверхзвукового палубного истребителя вертикального взлета и посадки (1973 г.).

Як-41М / Як-141 (изделие 48М) - опытный и предсерийный сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки, выпущено 4 машины, работы прекращены в 1992 г.

Як-41УТ (изделие 48У) - проект учебно-тренировочного варианта самолета с двухместной кабиной.

Як-43 (изделие 201) - проект сухопутного сверхзвукового самолета укороченного взлета и посадки. Проект закрыт в первой половине 1990-х годов.

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры