Крылатая ракета большой дальности 

3М-10 / КС-122 "Гранат" ракетного комплекса 3К-10 разработана в ответ на создание в США крылатых ракет SLCM и GLCM свердловским КБ "Новатор" по решению ВПК при Совмине СССР №282 от 19 июня 1975 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. В результате проведенной ГосНИИАС в конце 1960-х годов НИР "Эхо" установлена возможность преодоления системы ПВО противника дозвуковыми крылатыми ракетами при массированном их применении, а так же с применением приема "встречного подрыва" для поражения ядерными взрывами средств ПВО с целью расчистки коридора для других атакующих КР. Разработка торпедно-ракетного комплекса для размещения на подводных лодках начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г.

Торпедно-ракетный комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Ракета оснащена системой наведения с коррекцией траектории полета на участках коррекции по сопоставлению цифровых карт местности в районах коррекции, заложенных в память системы наведения, с профилем местности по данным радиовысотомеров ракеты ("экстремальная навигация"). 

26 мая 1978 г. Постановлением Совмина СССР задана переработка проекта атомной подводной лодки пр.971 для размещения ракетно-торпедного комплекса с крылатыми ракетами  "Гранат".

Испытания ракет КС-122 начаты в июле 1976 г. в Крыму. Совместные испытания средств комплекса "Гранат" проводились на полигоне в Неноксе. Летно-конструкторские испытания, а так же Государственные испытания комплекса предполагалось вести на атомной подводной лодке проекта 671РТМ К-254. В октябре 1979 г. ПЛА с подготовленными для установки оборудования комплекса помещениями прибыла Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда в Северодвинск на сдаточную базу "Дубрава". Летом 1980 г. в Северодвинске на лодке проведены основные монтажные работы по установке оборудования комплекса. В июле 1981 г. проведены комплексные испытания аппаратуры комплекса и корабельных систем с ракетой 3М-10. Акт готовности ПЛА К-264 к первому пуску КР 3М-10 подписан 29.07.1981 г. Летно-конструкторские испытания проводились в Белом и Баренцевом морях с 23 апреля 1982 г. по 15 апреля 1983 г.

Государственные испытания комплекса начаты пуском с ПЛА К-254 21 июля 1982 г. Государственные испытания крылатых ракет 3М-10 завершены в Баренцевом море на ПЛА К-264 успешными пусками 23 августа 1983 г.

Ракетный комплекс 3К-10 "Гранат" принят на вооружение 31 декабря 1983 г.  В 1987 г. выполнен первый пуск ракеты 3М-10 "Гранат" с головной атомной подводной лодки проекта 971.  К концу 1988 г. по западным данным на подводных лодках ВМФ СССР размещено около 100 ракет 3М-10 "Гранат". Для обеспечения боевого применения крылатых ракет, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий.

Ракета 3М-10 "Гранат" (кадр из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.)

Ракета 3М-10 "Гранат" (кадр из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.)

 

Западное обозначение ракет 3М-10 "Гранат" - SS-N-21 SAMPSON.

Носители ракетного комплекса 3К-10 "Гранат" в ВМФ России

  • атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проектов 949 "Гранит" и проекта 949А "Антей" - в составе вооружения для торпедных аппаратов.
  • атомные подводные лодки проекта 971 - в составе вооружения для торпедных аппаратов.
  • атомные подводные лодки проекта 671РТМ / 671РТМК - в составе вооружения для торпедных аппаратов.
  • атомные подводные лодки проекта 945 и 945А - в составе вооружения для торпедных аппаратов.
  • атомные подводные лодки проекта 667АТ "Груша" - с применением ракет из специальных торпедных аппаратов-пусковых установок расположенных двумя группами по 4 аппарата в средней части корпуса, общий боекомплект 32 ракеты. 

Конструкция ракеты

Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме со складывающимся в фюзеляж прямым крылом, маршевым турбореактивным двигателем в хвостовой части фюзеляжа и стартовой твердотопливной ступенью. маршевый двигатель из фюзеляжа не выдвигался (в отличие от авиационных крылатых ракет МКБ "Радуга"). 

Старт ракеты выполнялся из торпедного аппарата подводной лодки в капсуле, которая раскрывалась и сбрасывалась после выхода ракеты из воды.

Двигатели:
- стартово-разгонная ступень - РДТТ;
- маршевый - короткоресурсный малогабаритный ТРДД Р-95А-300 / изделие 95 / Р-95ТМ-300 тягой 400 кг. Производство было освоено на Запорожском машиностроительном заводе (Украина).

ТТХ ракеты 3М-10 "Гранат"

Длина ракеты со стартовой ступенью - 8.09 м
Длина ракеты - 6.2 м Диаметр корпуса - 510 мм Диаметр капсулы - 533 мм Размах крыла - 3.3 м Масса стартовая - 2385 кг
Масса ракеты без стартового двигателя - 1103 кг Масса боевой части - не менее 200 кг Дальность действия - 3000 км
Скорость полета - 720 км/ч
Высота полета - 15-200 м
Глубина пуска - до 40 м
 
Крылатая ракета 3М-10 "Гранат" в стартовой конфигурации

Крылатая ракета 3М-10 "Гранат" в стартовой конфигурации

Компоновочная схема ракеты П-700 "Гранит"


Боевое оснащение

Ракета состояла на вооружении только в варианте ядерного оснащения с боевой частью мощностью 200 кт. По имеющейся информации с 1995 г. ядерные боевые части в морских крылатых ракет были сняты и хранились на складах ВМФ России.

 

Атомная подводная лодка проекта 971 - вероятно, К-284 "Акула" (Soviet Military Power 1987. США. 1987 г.)

Атомная подводная лодка проекта 971 - вероятно, К-284 "Акула" (Soviet Military Power 1987. США. 1987 г.)

 

 

Система управления и наведение

Система управления ракеты инерциальная автономная с коррекцией от рельефометрической корреляционно-экстремальной системы коррекции. Система коррекции включает в себя БЦВМ, радиовысотомер, систему хранения цифровых матриц-карт участков коррекции  и полетного задания. В основу принципов работы системы коррекции положены работы академика Красовского. Разработку бортового оборудования системы наведения и комплекса технических средств подготовки полетных заданий вел НИИ приборостроения (г.Москва, директор - А.С.Абрамов). 

Коррекция траектории полета ракеты выполнялась на участках коррекции цифровые карты рельефа которых находились в памяти системы навигации и сличались с профилем высот на маршруте ракеты, получаемым радиовысотомерами ракеты.

 

Модификации:

3М-10 / КС-122 "Гранат" - основная модификация стратегической крылатой ракеты подводного старта.

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Партнеры