Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ)  

3М-91 "Барк" ракетного комплекса Д-19УТТХ разрабатывалась ГРЦ им. академика В.П.Макеева (ранее - CКБ-385, г.Миасс) на базе и в качестве замены ракеты Р-39 комплекса Д-19. Главный конструктор - В.Д.Калабухов. Проработка варианта глубокой модернизации БРПЛ Р-39 начата в первой половине 1980-х годов. По состоянию на 1980 г. уже велась разработка конструкторской документации. Постановлением Совмина СССР, принятым в ноябре 1985 г., поручалось начать опытно-конструкторскую разработку комплекса Д-19УТТХ с целью превзойти характеристики ракеты "Trident-2". 11 марта 1986 г. принято Постановление Совмина СССР о разработке комплекса Д-19УТТХ "Барк" с ракетой Р-39УТТХ.

Эскизный проект комплекса Д-19УТТХ подготовлен в марте 1987 г. В период с 1986 по 1992 годы успешно проведена отработка прочности узлов ракеты. Первый вариант проекта ракеты предусматривал использование на 1-й ступени октогенного топлива типа ОПАЛ, а на 2-й и 3-й ступени более высокоэнергетического топлива ТТФ-56/3 производства павлоградского химического завода (ныне - Украина).

Совместные летные испытания пусками с наземного стенда на полигоне Ненокса начаты в ноябре 1993 г. (1-й пуск). Второй пуск проведен в декабре 1994 г. Третий и последний пуск с наземного стенда - 19 ноября 1997 г. Все три пуска были неудачными. 

По итогам неудачных пусков работала специальная правительственная комиссия выводы которой в начале 1998 г. были одобрены Военно-техническим советом Министерства обороны России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема "Барк" официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой "Роскосмоса"  (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева) начато проектирование БРПЛ "Булава" с одновременным перепроектированием под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. 

Ракета 3М-91 / Р-39УТТХ "Барк" летное изделие №3 перед отправкой на полигон Ненокса, 1998 г.  (СКБ-385, КБ Машиностроения, ГРЦ "КБ им.академика В.П.Макеева". М., "Военный парад", 2007 г.).

Ракета 3М-91 / Р-39УТТХ "Барк" летное изделие №3 перед отправкой на полигон Ненокса, 1998 г. (СКБ-385, КБ Машиностроения, ГРЦ "КБ им.академика В.П.Макеева". М., "Военный парад", 2007 г.).

 

Западное обозначение ракет "Барк" - SS-NX-28.

 

Носители ракетного комплекса Д-19УТТХ "Барк" в ВМФ России

  • опытовая подводная лодка проекта 619 - согласно постановлению Совмина СССР от 28 ноября 1988 г. предполагалось использование для отработки комплекса Д-19УТТХ опытовой подводной лодки. Подготовку ПЛ к испытаниям должен был провести "Севморзавод".
  • ПЛАРБ проекта 941У - атомная подводная лодка с баллистическими ракетами должна была нести 20 ракет 3М-91 "Барк", предполагалось произвести замену БРПЛ Р-39 на всех построенных ПЛАРБ проекта. В мае 1987 г. был утверждён график переоборудования ПЛАРБ пр.941 ракетным комплексом Д-19УТТХ. переоборудование плпнировалось проводить на ПО "Севмаш" по следующему графику:
    - ПЛ заводской №711 - октябрь 1988 г. - 1994 г.
    - ПЛ заводской №712 - 1992 - 1997 г.г.
    - ПЛ заводской №713 - 1996 - 1999 г.г.
    - ПЛ заводские №№724, 725, 727 - планировалось ставить на переоборудование после 2000 г.
    На момент закрытия темы "Барк" готовность ПЛАРБ пр.941У "Дмитрий Донской" составляла 84% - смонтированы пусковые установки, в отсеках размещена монтажно-технологическая аппаратура, не установлены только корабельные системы (находятся на заводах изготовителях).
  • ПЛАРБ пр.955 / 09550 "Борей" - атомная подводная лодка с баллистическими ракетами должна была нести 12 ракет. Разработка ПЛАРБ для ракетного комплекса Д-19УТТХ начата по Постановлению СМ СССР от 31 октября 1989 г. В 1998 г. разработка ПЛАРБ под комплекс "Барк" прекращена, лодка перепроектирована под комплекс БРПЛ "Булава".

 

Конструкция ракеты

Ракета трехступенчатая с амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС). По конструкции аналогична ракете Р-39: состоит из трех маршевых ступеней, ступени разведения боевых блоков, боевых блоков с комплексом средств преодоления ПРО, приборного отсека и головного обтекателя. Герметичный приборный отсек расположен в передней части. Вероятно, отсек разделен на две части - отсек трехстепенного гиростабилизатора с астровизирующим устройством, закрытым несбрасываемым в полете куполом-окном, и отсек приборов системы управления, размещенных на амортизированной раме. Вокруг приборного отсека размещены боевые блоки. 

Безопасный выход ракеты из шахты и хранение ракеты в ПУ обеспечивалось амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) разработки СКБ-385. АРСС обеспечивала и увод ракеты от лодки до запуска маршевых двигателей, а так же в случае аварийного старта. Конструктивно АРСС включает в себя корпус, двигатель съема и увода, систему формирования каверны.

 

ТТХ ракеты 3М-91 "Барк"

Длина - 16,1 м
Диаметр корпуса - 2,42 м

Масса стартовая с АРСС - 87 т
Масса стартовая без АРСС - 81 т
Масса забрасываемая - 3050 кг

Дальность действия - 10000 км
КВО - 200-300 м
 
Компоновочные схемы ракет Р-39 и Р-39УТТХ "Барк" (Морские стратегические ракетные комплексы. М., "Военный парад", 2011 г.)

Компоновочные схемы ракет Р-39 и Р-39УТТХ "Барк" (Морские стратегические ракетные комплексы. М., "Военный парад", 2011 г.)

 


Боевое оснащение

8 / 10 баллистических высокоскоростных боевых блокой индивидуального наведения средней мощности. Разработка высокоскоростных малогабаритных боевых блоков РГЧ ИН велась СКБ-385 совместно с ВНИИ приборостроения и Златоустовским машиностроительным заводом с 1976 по 1985 годы. 
Боевые блоки выполнены со сниженной заметностью в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. 

 

Ракеты 3М-65 комплекса Д-19 "Тайфун", 3М-91 "Барк" и 3М-30 "Булава" (02.01.2018 г., http://militaryrussia.ru)

Ракеты 3М-65 комплекса Д-19 "Тайфун", 3М-91 "Барк" и 3М-30 "Булава" (02.01.2018 г., http://militaryrussia.ru)

 

Система управления и наведение

Система управления полетом адаптивная инерциальная с вычислительным комплексом "Малахит-3", с системой астрорадиокоррекции на этапе выведения с трехстепенным гиростабилизатором, астровизирующим устройством и оборудованием спутниковой навигации. 
Головной разработчик - НПО автоматики, главный конструктор - В.В.Чеботарев (предположительно). В бортовую систему управления введены алгоритмы прогнозирования режимов работы двигателей.

 

Модификации:

Р-39УТТХ / 3М-91 "Барк-Ост" - межконтинентальная БРПЛ с РГЧ ИН. Разработка варианта БРПЛ отражена в Программе развития ВС СССР на 1991-2000 г.г.

Р-39УТТХ / 3М-91 "Барк-Вест" - межконтинентальная БРПЛ с моноблочной БЧ. Разработка варианта БРПЛ отражена в Программе развития ВС СССР на 1991-2000 г.г.

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Партнеры