Ракета "воздух-воздух" средней дальности действия  

К-25 разрабатывалась на базе трофейной ракеты AIM-7E Sparrow КБ завода №134 (ОКБ-134, ныне - ГосМКБ "Вымпел"), главный конструктор - В.Т.Корсаков. Трофей поступил в СССР в хорошем состоянии из Вьетнама, где был снят с самолета F-4 Phantom, затонувшего на малой глубине около Хайфона. Так же в СССР поступали ракеты с других сбитых американских самолетов. Во второй половине 1966 г. начаты работы по воспроизводству образца американской ракеты.

Официальный старт работам по копированию ракеты средней дальности для комплекса вооружения истребителя МиГ-23 дан Постановлением Совмина СССР от 13 ноября 1967 г. На первом этапе разработки вместо части оригинальных материалов использованы отечественные аналоги. В 1970 г. после завершения автономной отработки ракет К-23 опытный самолет МиГ-21ПФ (серийный №12-03) был переоборудован под ракету К-25 (Е-7 с К-25). На самолет установили пусковую установку АПУ-25-11, но в 1970 г. из-за неготовности двигателя и рулевого привода испытания ракеты К-25 так и не начались. В 1971 г. МиГ-21ПФ снова приготовили для автономных испытаний К-25, а так же начали переоборудование двух самолетов МиГ-23М (серийные №№06-06 и 06-07) с установкой АПУ-25-23М.

Заводские испытания ракет К-25 начаты автономными пусками с самолета МиГ-21ПФ в 1972 г. и завершены в марте 1973 г. В течение 1972 г. осуществлено 20 пусков ракет К-25. Три пуска выполнены с МиГ-23 по парашютным мишеням - в этих пусках выявлен дефект ГСН ДВ-109А, что потребовало её доработки. В 1973 г. выполнен основной объем заводских испытаний: 16 пусков, включая пуски телеметрических и боевых ракет по парашютным мишеням и по мишени Ла-17. На начало 1974 г. планировались стрельбы по самолетам-мишеням МиГ-17 на малых и больших высотах, но в связи с успешным окончанием испытаний и принятием на вооружение ракеты К-23 совместным решением ВВС, Министерства авиапромышленности и других ведомств 18 февраля 1974 г. работы по К-25 прекращены.

Ракета К-25 по центру на втором плане в музее ГосНИИАС, 2007 г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru)

Ракета К-25 по центру на втором плане в музее ГосНИИАС, 2007 г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru)

 

Самолеты-носители ракет К-25 в ВВС России

Ракета К-25 создавалась для вооружения комплексов перехвата с самолетами-носителями МиГ-23 и МиГ-29:

  • МиГ-23 - в процессе разработки предполагалось, что ракета К-25 станет основной ракетой средней дальности МиГ-23.
  • МиГ-29 (начальная стадия проектирования, 1972 г.) - рассматривался вариант вооружения самолета 4 ракетами К-25 с подвеской под фюзеляжем - первые две ракеты - аналогично подвеске под истребителем F-15, вторые две - аналогично F-4 Phantom. В 1973 г. в процессе подготовки аванпроекта МиГ-29 от использования ракет К-25 отказались в пользу ракет К-27.

Конструкция ракеты

Конструкция ракеты выполнена с поворотным крылом с гидравлическим рулевым приводом.

Двигатель - двухрежимный РДТТ в котором конструктивные меры по сужению диапазона полетных центровок (например, сопло с удлиненным газоходом) не предусматривались. 

 

ТТХ ракет К-25

Длина - 3600 мм
Диаметр корпуса - 200 мм
Размах крыла - 1000 770 мм
Масса - 228 кг Масса боевой части – 40 кг Дальность действия - до 25 км
Модель одного из вариантов аванпроекта самолета МиГ-29 1972 г. с ракетами К-25 (Якубович Н.В. МиГ-29. Истребитель "невидимок". М., Яуза, ЭКСМО, 2010 г.)

Модель одного из вариантов аванпроекта самолета МиГ-29 1972 г. с ракетами К-25 (Якубович Н.В. МиГ-29. Истребитель "невидимок". М., Яуза, ЭКСМО, 2010 г.)

 


Боевое оснащение

Ракета была оснащена стержневой боевой частью с неконтактным взрывателем.
Ракета К-25 среди других отечественных ракет средней дальности в музее ГосНИИАС, 2007 г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru)

Ракета К-25 среди других отечественных ракет средней дальности в музее ГосНИИАС, 2007 г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru)

 

Система управления и наведение

Система управления включала в свой состав автопилот У-98 и когерентную полуактивную радиолокационную ГСН с непрерывным коническим сканированием ДВ-109 (ПАРГ-30-ВВ) / ДВ-109А. Главный конструктор ГСН - Н.А.Викторов. Производство партии опытных образцов ГСН велось НИИ "Кулон". Подсветку цели предполагалось осуществлять РЛС "Сапфир-23" самолета-носителя, что потребовало работ по сопряжению ГСН с данной РЛС.

Модификации:

К-25 (изделие 370) - основной вариант ракеты средней дальности.

К-25М (изделие 370М) - доработанный по итогам испытаний вариант ракеты или модификация. 

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Партнеры